СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2022 года Дело N 33-36/2022

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Новиковой Е.С.,

при секретаре Лысаченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу ответчика Администрации городского округа Эгвекинот на определение судьи Иультинского районного суда от 15 октября 2021 года, которым постановлено:

"заявление Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа об отсрочке исполнения решения Иультинского районного суда Чукотского автономного округа N 2-4/2019 от 28 января 2019 года оставить без удовлетворения",

установил:

Администрация городского округа Эгвекинот (далее - Администрация ГО Эгвекинот, заявитель) обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 г. по гражданскому делу N 2-4/2019. Названным решением были удовлетворены исковые требования прокурора Иультинского района с возложением на Администрацию ГО Эгвекинот обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу указанного решения обеспечить финансирование мероприятий по производству капитального ремонта (замене) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенных на территории городского округа Эгвекинот: в с. Рыркайпий, п. Мыс Шмидта, с. Ванкарем, с. Нутепельмен, с. Конергино, с. Уэлькаль, с. Амгуэма, п. Эгвекинот (всего 67 объектов), а на муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Иультинское" (далее - МУП ЖКХ "Иультинское") возложены обязанности: в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести обследование сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории городского округа Эгвекинот (всего 178 объектов) для оценки их технического состояния; в течение 36 месяцев произвести капитальный ремонт (замену) указанных объектов.

В обоснование заявления указано, что в течение 2019, 2020, 2021 годов формирование бюджетов Администрации ГО Эгвекинот осуществлялось с учетом обязательств исполнения налоговой и бюджетной политики Российской Федерации, прогнозные показатели бюджета городского круга были сформированы с учетом их оптимизации и повышения эффективности. При этом в структуре доходов бюджета городского округа Эгвекинот безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили в 2019 году89 %, в 2020 году 93 %, в 2021 году 89 %.

В связи с отсутствием средств на финансирование мероприятий, связанных с капительным ремонтом (заменой) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и энергоснабжения, 6 марта 2019 года Администрация ГО Эгвекинот обратилась в Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа о выделении необходимых средств на ремонт сетей в целях исполнения решения суда. 17 июня 2019 году между ними было заключено соглашение N 26 "О предоставлении из окружного бюджета бюджету городского округа Эгвекинот субсидии на софинансирование расходных обязательств по исполнению полномочий органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения" со сроком действия до 31 декабря 2020 года на сумму 23 387 800 рублей.

Из бюджета городского округа Эгвекинот данная субсидия в 2020 году предоставлена МП ЖКХ "Иультинское", был произведен ремонт трубопровода от Копани N 2 до котельной ООО "ТеплоРыркайпий" протяженностью 2300 м., сумма затрат составила 25 975 317 руб. включая субсидию в сумме 23 377 800 руб.

Иных целевых средств на финансирование мероприятий, связанных с производство капитального ремонта и заменой ветхих сетей в целях исполнения решения суда, из окружного бюджета в 2019-2020 годах не выделялось.

В 2019 года за счет собственных средств доходов бюджета городского округа Эгвекинот были частично исполнены требования решения Иультинского районного суда, произведен ремонт (замена) на общую сумму 3 018 523 руб. по следующим объектам:

сеть тепло-водоснабжения между ТК4-МКД Гагарина N 6 подземной канальной прокладки, протяженностью 29 м.;

сеть тепло-водоснабжения между ТК4-МКД Гагарина N 7 подземной канальной прокладки, протяженностью 5,5 м.;

сеть тепло-водоснабжения между ТК3-МКД Гагарина N 8 подземной канальной прокладки, протяженностью 22,5 м.;

сеть тепло-водоснабжения между ТК3-МКД Гагарина N 9 подземной канальной прокладки, протяженностью 5,5 м.;

сеть тепло-водоснабжения между ТК2-МКД Гагарина N 10 подземной канальной прокладки, протяженностью 37,5 м.;

сеть тепло-водоснабжения между ТК2-МКД Гагарина N 11 подземной канальной прокладки, протяженностью 29,5 м.

В 2020 году за счет средств МУП ЖКХ "Иультинское" исполнены требования решения суда по замене участка сети тепло-водоснабжения между ТК8-ТК8/2-ТК8/3-ТК8/4 подземной прокладки протяженностью 77 м. в с. Уэлькаль на сумму 627,9 т.р.

22 марта 2021 года Администрацией ГО Эгвекинот заключен контракт на ремонт сети тепло-водоснабжения между ТК6 и ТК9 частично подземной прокладки и частично наземной прокладки протяженностью 133 м. в с.Конергино на сумму 11 510,1 тыс.р. со сроком выполнения работ по 15 сентября 2021 года.

В связи с высокой дотационностью бюджета, отсутствием целевого финансирования, необходимостью исполнения обязательств, связанных с осуществлением полномочий органов местного самоуправления, должник просил отсрочить исполнение решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 г. до 2025 г.

15 октября 2021 г. Иультинским районным судом постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

В частной жалобе Администрация ГО Эгвекинот просит определение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения Иультинского районного суда от 28 января 2019 г. до 2025 г.

Возражений на частную жалобу Администрации ГО Эгвекинот прокурором Иультинского района, МУП ЖКХ "Иультинское" не представлено.

В силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив определение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации ГО Эгвекинот об отсрочке исполнения решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 г., суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в течение двух с лишним лет с момента вступления решения суда в законную силу был произведен ремонт только 9 объектов из 67, при этом в отношении объекта - участка Котельная ТК6 в с.Рыркайпий, отремонтированного МУП ЖКХ "Иультинское" в 2020 году, названным решением обязанность произвести ремонт не возлагалась.

Доказательств неустранимых препятствий для исполнения возложенной судебным решением обязанности по обеспечению финансирования капитального ремонта (замены) ветхих сетей систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в городском округе Эгвекинот суду первой инстанции не представлено, письмо в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа о необходимости выделения средств бюджету городского округа Эгвекинот на исполнение решения суда, вступившего в законную силу 2 марта 2019 года, было направлено 26 августа 2021 года, то есть, через 2 года 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что приведенные в заявлении обстоятельства сами по себе не являются исключительными и не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда от 28 января 2019 года в установленный срок, в связи с чем не могут служить основанием для отсрочки.

Кроме того, суд учел, что заявителем не указано, какие конкретно мероприятия, направленные на исполнение решения суда, и в какие сроки планируется провести в случае предоставления отсрочки, не обоснована продолжительность отсрочки, не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод, что решение суда будет исполнено до 2025 года.

Суд апелляционной инстанции, находя данные выводы суда первой инстанции в достаточной степени мотивированными и соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, не усматривает необходимости повторно приводить эти выводы и их мотивировку в настоящем определении.

В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов дела следует, что решение Иультинского районного суда от 28 января 2019 г., вступившее в законную силу 2 марта 2019 г., на момент вынесения 15 октября 2021 г. обжалуемого определения не исполнено.

Суд первой инстанции указал в качестве довода заявителя на ремонт участка Котельная ТК6 в с.Рыркайпий, отремонтированного МУП ЖКХ "Иультинское" в 2020 году, однако в ходатайстве о предоставлении отсрочки Администрация ГО Эгвекинот не ссылается на данное обстоятельство, что не влияет на законность постановленного судебного акта.

При этом, вопреки доводам частной жалобы, Администрацией ГО Эгвекинот не представлены ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций доказательства наличия неустранимых препятствий для исполнения возложенной судебным решением от 28 января 2019 г. на Администрацию ГО Эгвекинот обязанности по обеспечению финансирования капитального ремонта (замены) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенных в с. Рыркайпий, п. Мыс Шмидта, с. Ванкарем, с. Нутепельмен, с. Конергино, с. Уэлькаль, с. Амгуэма, п. Эгвекинот городского округа Эгвекинот.

Приведенные в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного решения Администрацией ГО Эгвекинот доводы о ремонте (замене) части ветхих сетей не могут сами по себе служить основанием для предоставления отсрочки, поскольку с момента вступления решения в законную силу должником было осуществлено финансирование (полное либо частичное) по восьми объектам из шестидесяти семи.

Заявка на выделение денежных средств для ремонта сетей в общей сумме 282 млн. руб. была направлена должником в адрес Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа 6 марта 2019 года и, как следует из содержания заявления об отсрочке, была частично удовлетворена с предоставлением в 2019 году субсидии в сумме 23 387 800 руб.

Указанные денежные средства были затрачены в сумме 23 377 800 руб. на ремонт трубопровода холодного водоснабжения от Копани N 2 до котельной ООО "Тепло-Рыркайпий".

В 2020 году был произведен ремонт только одного объекта в с.Уэлькаль (ТК8-ТК8/2-ТК8/3-ТК8/4) и за счет средств МП ЖКХ "Иультинское".

При этом доказательства, что в 2020 году Администрацией ГО Эгвекинот предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение решения суда, не представлены.

В марте 2021 года Администрацией ГО Эгвекинот был заключен один муниципальный контракт на ремонт сети ТВС на участках ТК6-ТК9 и УТ1-ТК5 в с.Конергино.

Однако решением суда от 28 января 2019 года на Администрацию ГО Эгвекинот обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию ремонта участка УТ1-ТК5 в с.Конергино не возлагалась.

Таким образом, в рамках постановленного решения должником Администрация ГО Эгвекинот фактически были исполнены требования не по девяти пунктам, как указано судом первой инстанции, а только по восьми из шестидесяти семи.

При этом, несмотря на очевидно недостаточный объем произведенных мероприятий в рамках исполнения возложенных судом обязанностей, очередное обращение в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа о необходимости выделения средств бюджету городского округа Эгвекинот для исполнения судебного решения было инициировано должником 26 августа 2021 года, а в Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа о финансировании работ по ремонту ветхих сетей - только 3 сентября 2021 года.

С учетом изложенного доводы заявителя обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции при вынесении решения по заявлению об отсрочке исполнения решения суда от 28 января 2019 г.

Доводы частной жалобы Администрации ГО Эгвекинот о невозможности исполнения судебного решения в установленный срок в связи с тяжелым финансовым положением бюджета городского округа Эгвекнот, высокой дотационностью бюджета городского округа Эгвекинот, суд апелляционной инстанции основанием для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения не признает, поскольку данные обстоятельства сами по себе не препятствовали Администрации ГО Эгвекинот принимать какие-либо меры, направленные на решение вопроса с финансированием необходимых ремонтных работ, в том числе за счет финансовой помощи из бюджета Чукотского автономного округа в течение 2020-2021 гг.

Принимая во внимание дату вступления решения суда в законную силу (2 марта 2019 г.), определенные им должнику сроки исполнения с учетом изучения всех обстоятельств по делу, правовой характер защищаемых им общественных отношений, учитывая, что для исполнения своей обязанности Администрацией ГО Эгвекинот однократно в пределах срока исполнения решения суда была направлена заявка на выделение финансирования, в дальнейшем какие-либо действенные меры более двух лет фактически не принимались, какие-либо конкретные предстоящие мероприятия, направленные на исполнение решения суда и планируемые сроки их выполнения заявителем не указаны, предложенная продолжительность отсрочки не обоснована, не указаны конкретные обстоятельства, которые подтвердили бы необходимость предоставления столь длительного срока для исполнения обязанности, возложенной на заявителя судебным решением, не указано, какие обстоятельства изменятся в течение этого срока, доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что решение суда реально будет исполнено до 2025 г. не представлено, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в частной жалобе, не усматривает, приходя к выводу о том, что в случае удовлетворения при таких обстоятельствах заявления Администрации ГО Эгвекинот исполнение решения суда будет фактически отодвинуто на неопределенный срок, что противоречит законодательному принципу обязательности и исполнимости судебного решения.

Довод частной жалобы о нарушении процессуальных прав заявителя рассмотрением заявления об отсрочке исполнения решения без проведения судебного разбирательства ввиду лишения этим возможности предоставления доказательств (писем от 6 марта 2019 года и 3 сентября 2021 года), также не может быть признан состоятельным, поскольку в силу части 1 статьи 203.1 ГПК РФ рассмотрение вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта производится судом без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

При этом должник, направляя в суд 5 октября 2021 года заявление об отсрочке, не был лишен возможности одновременного предоставления с ним названных документов.

Кроме того приведенные документы с учетом дат их создания и содержания сами по себе при указанных обстоятельствах на обоснованность и законность обжалуемого определения не влияют.

Таким образом, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, суд

определил:

определение судьи Иультинского районного суда от 15 октября 2021 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, частную жалобу заявителя Администрации городского округа Эгеквинот Чукотского автономного округа - без удовлетворения.

Судья Е.С. Новикова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка