СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2022 года Дело N 33-8/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Ильиных Е.А.,

судей Рябенко Е.М., Веригиной И.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Левада А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пищемука Николая Дмитриевича к войсковой части 25030-6 о признании приказа незаконным и восстановлении трудовых прав

по апелляционным жалобам представителей войсковой части 25030-6, ФКУ "ОСК ВВО" на решение Партизанского городского суда Приморского края от 26.10.2021, которым исковые требования удовлетворены. Суд постановил: Признать приказ N 565/ок от 03.08.2021 в части отстранения Пищемуки Николая Дмитриевича от работы и неначисления ему заработной платы незаконным. Возложить обязанность на командира войсковой части 25030-6 произвести начисление Пищемуке Николю Дмитриевичу заработной платы за период отсутствия его на работе (с даты отстранения до даты отмены приказа).

Заслушав доклад судьи Рябенко Е.М., объяснения истца Пищемука Н.Д., возражения представителя войсковой части Яковлева А.Я., судебная коллегия

установила:

Пищемука Н.Д. обратился в суд с исковым заявлением к войсковой части 25030-6 о признании приказа незаконным и восстановлении трудовых прав. В обоснование указал, что 29.07.2021 командиром войсковой части 25030-6 издан приказ N 418 "Об отстранения от работы на период эпидемиологического неблагополучия гражданский персонал в войсковой части 25030-6", которым до гражданского персонала без указания фамилий были доведены меры воздействия в случае отказа от вакцинации. 22.06.2021 он получил уведомление N 11 об отстранении от работы без сохранения заработной платы с 04.08.2021. 03.08.2021 им подано мотивированное заявление о несогласии вакцинироваться. Указывает, что его должность не указана в перечне работ, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1999 N 825, на отсутствие по состоянию на 10.08.2021 в Приморском крае акта главного санитарного врача Приморского края или его заместителя об обязательности вакцинации по эпидемиологическим показателям, на незавершенность клинических испытаний вакцин и добровольность вакцинации, в связи с чем полагал, что законных оснований для его отстранения его от работы у ответчика не имелось. Просил признать незаконным и отменить приказ N 565/ок от 03.08.2021, вынесенный командиром войсковой части 25030-6 об отстранении его от работы, обязать командира войсковой части 25030-6 произвести начисление ему заработной платы за период отсутствия на работе (с даты отстранения до даты отмены приказа), вызванного вынесением незаконного приказа об отстранении.

Истец исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, представителем в/ч 25030-6 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением материальных норм права. Указывает, что обжалуемый приказ издан командиром в/ч во исполнение требования вышестоящего командира войсковой части 25030 от 02.07.2021 N 2477/1-2, указаний Командующего Тихоокеанским флотом от 30.06.2021 N 26/2,126, указа Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.06.2021 N 161/7/7741 НС, Главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от 18.06.2021 N 129, который является по своим функциональным обязанностям заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию; суд не принял во внимание ответ общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ N 1584-ТЗ от 24.06.2021, где предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей с учетом положений Федерального закона N 157 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Считает недопустимой ссылку суда на постановление Главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11.10.2021 N 7 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемиологическим показаниям в Приморском крае", поскольку данный нормативный акт принят после отстранения истца от работы. Полагает обоснованным отстранение истца от работы, поскольку он работает в кабинете с 4 другими сотрудниками, а также находится в контакте с грузчиками, водителями; его работа дистанционным способом невозможна. Указывает на отсутствие в деле расчета суммы заработка, причитающегося к выплате работнику, по состоянию на дату принятия решения.

От представителя федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", не привлеченного к участию в деле, поступила апелляционная жалоба, в которой указано на нарушение судом норм материального и процессуального права и наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда. Помимо указанных в апелляционной жалобе в/ч 25030-6 оснований, представитель ссылается на то, что к участию в деле в качестве соответчиков не были привлечены: ФКУ "ОСК ВВО", на обеспечении которого состоит войсковая часть 25030-6; ФГУ "Управление Тихоокеанского флота", в состав которого входит в/ч 25030-6, что является безусловным основанием для отмены решения. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу истцом указано на несостоятельность ее доводов, просил оставить обжалуемое решение суда в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, находит основания, предусмотренные положениями ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В силу п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.

Войсковая часть 25030-6 состоит на обеспечении ФКУ "ОСК ВВО", финансируется ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю", которые к участию в деле в качестве соответчиков привлечены не были, при этом их права и обязанности затронуты обжалуемым решением.

С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия отменяет обжалуемое решение и рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ, с привлечением в качестве соответчиков по делу ФКУ "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю".

В судебном заседании истец Пищемука Н.Д. настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика войсковой части 25030-6 исковые требования не признал по доводам письменных возражений.

Представители соответчиков ФКУ "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю", извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились.

Представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" направил в суд письменные возражения на исковое заявление, согласно которому не признал исковые требования, просил в их удовлетворении отказать по доводам письменных возражений, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся ответчиков на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Судебная коллегия, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы, оценив представленные доказательства, полагает следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.02.2010 Пищемука Н.Д. принят в войсковую часть 10619 (в настоящее время 25030-6) на должность .... В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору N истец является ....

18.06.2021 главным государственным санитарным врачом Министерства обороны РФ вынесено постановление, в соответствии с которым руководители органов военного управления, командиры соединений воинских частей и начальники организаций должны обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций.

Срок вакцинации установлен до 15 июля 2021-первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021-вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, количество вакцинированным должно быть не менее 65% от общего числа личного состава (сотрудников).

Во исполнение указного постановления, а также указаний командующего Тихоокеанским флотом от 30.06.2021, требований командира войсковой части 25030 от 02.07.2021 командиром войсковой части 25030-6 издан приказ от 02 июля 2021 N 363 об организации проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции в войсковой части.

Истец получил уведомление N 11 об отстранении его от работы без сохранения заработной платы с 04.08.2021.

29.07.2021 командиром войсковой части 25030-6 издан приказ N 418 "Об отстранении от работы на период эпидемиологического неблагополучия гражданского персонала в войсковой части 25030-6", согласно которому в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 гражданский персонал отстранить от работы, заработную плату не начислять.

03.08.2021 ответчик получил от Пищемука Н.Д. письменное несогласие с вакцинацией.

Приказом N 565/ок от 03.08.2021 на основании абз.8 ч.1 ст.76 ТК РФ, Постановления Главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от 18.06.2021 N 129 и положения Федерального закона N 157-ФЗ Пищемука Н.Д. отстранен от работы с 10.08.2021 в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 без сохранения заработной платы.

Истец в обоснование исковых требований ссылался на то, что ответчик не имел полномочий обязать своих работников пройти вакцинацию, поскольку работа, которую он выполняет по занимаемой должности, не входит в перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение профилактических прививок, его должность отсутствует в перечне, определённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825, считает, что он как гражданский персонал Министерства обороны обязан исполнять распорядительные документы военного командования только в рамках своих функциональных(должностных) обязанностей.

Кроме того, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.

Судебная коллегия полагает, что доводы истца основаны на неправильном толковании норм права, поэтому отклоняются судебной коллегией.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( абзац 7).

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).

В соответствии с абз. 3,4 ч.2 ст.5 ФЗ от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 и частью 1 статьи 29 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) возможно не только путем введения ограничительных мероприятий (карантина), но и своевременного и в полном объеме проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведения медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний, проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения).

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 статьи 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию (пункт 4 статьи 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Из приведённых правовых норм следует, что Министерство обороны Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти входит в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, следовательно, Главный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации является заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и вправе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний давать предписания, обязательные для исполнения в установленные срок в Вооружённых сила Российской Федерации.

В силу изложенного постановление Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 N 129 о проведении обязательных профилактических прививок в Вооружённых Силах Российской Федерации, принято в пределах полномочий, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, и являлось обязательным для исполнения, в том числе гражданским персоналом органов военного управления Минобороны России, к которому отнесена должность истца.

Согласно ст. 10 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 4.1,4.2, СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в том числе, принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Принимая во внимание, что оправданность мер по введению вакцинации в обязательном порядке вызвана осложнением эпидемической ситуации в Вооруженных силах Российской Федерации, ростом заболеваемости и направлена на предотвращение угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, имеет своей целью защиту жизни и здоровья человека, создания условий для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приказ командира войсковой части 25030-6 N 565/ок от 03.08.2021 принят во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 N 129, истец относится группе лиц, подлежащих обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции, наличие противопоказаний для проведения вакцинации истцом не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый приказ является законным, соответствующим приведённых выше нормам права, оснований для его отмены не имеется.

Отсутствие должности истца в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, не влечёт признание незаконным оспариваемого приказа, учитывая, что он принят во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 N 129, вынесенного в пределах полномочий, определённых законом.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что исковые требования Пищемука Н.Д. о признании незаконным приказа N 565/ок от 03.08.2021 не подлежат удовлетворению.

В требованиях о возложении обязанности на командира войсковой части 25030-6 произвести начисление заработной платы за период отстранения от работы также судебная коллегия отказывает, поскольку они являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.

Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Партизанского городского суда Приморского края от 26.10.2021 отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования Пищемука Николая Дмитриевича к войсковой части 25030-6 о признании приказа незаконным и восстановлении трудовых прав оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 18.03.2022.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка