СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2022 года Дело N 33-1575/2022

14 марта 2022 год город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Мельниковой О.Г.

судей Рыженко О.В., Пономаревой М.Ю.

при секретаре Гончаренко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чугуевского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов Скапин-Чарского Константина Георгиевича к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма жилья

по апелляционной жалобе администрации Чугуевского муниципального округа

на решение Чугуевского районного суда Приморского края от 11 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Рыженко О.В., возражения прокурора Парфентьевой К.И., судебная коллегия

установила:

прокурор Чугуевского района Приморского края в интересах Скапин-Чарского К.Г. обратился в суд с иском к администрации Чугуевского муниципального округа о предоставлении жилого помещения. Требование мотивировал тем, что по обращению Скапин-Чарского К.Г. проведена проверка соблюдения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края, собственного жилья не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Просил суд возложить на администрацию Чугуевского муниципального округа обязанность обеспечить Скапин-Чарского К.Г. благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения на территории Чугуевского муниципального округа Приморского края.

В судебном заседании помощник прокурора района на исковых требованиях настаивал, просил об удовлетворении.

Истец Скапин-Чарский К.Г. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.

Представитель ответчика администрации Чугуевского муниципального округа в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Министерством образования Приморского края ежегодно утверждается и направляется в администрацию Чугуевского муниципального округа список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края. Скапин-Чарский К.Г. принят на специализированный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного помещения и включен в список лиц, принятых на специализированный жилищный учет, имеющих право на получение жилых помещений по договорам найма специализированного помещения и специализированного жилищного фонда Приморского края. Администрацией Чугуевского муниципального округа в 2021 году приобретены восемь жилых помещений, в случае выделения дополнительных средств до конца года будет приобретено еще одно жилое помещение. Все приобретенные квартиры распределены. Иной возможности предоставления жилых помещений у администрации Чугуевского муниципального округа нет.

Представитель Правительства Приморского края в суд не прибыл, в отзыве на иск полагал заявленное требование не подлежащим удовлетворению и указал, что действующим законодательством на ответчика уже возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Приморского края N 433-КЗ в Приморском крае обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, проживающих на территории Приморского края, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на основании Закона Приморского края от 06.12.2018 года N 412-КЗ.

Представители Министерства образования Приморского края, территориального отдела опеки и попечительства администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще. Представитель территориального отдела опеки и попечительства администрации Чугуевского муниципального округа представил ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя.

Судом принято решение, которым иск прокурора Чугуевского района Приморского края удовлетворен. На администрацию Чугуевского муниципального округа Приморского края возложена обязанность обеспечить Скапин-Чарского Константина Георгиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения на территории Чугуевского муниципального округа Приморского края.

В апелляционной жалобе администрация Чугуевского муниципального округа Приморского края просит решение отменить. Ссылается на то, что в соответствии с п. 5 ст. 8 Устава Чугуевского муниципального округа Приморского края финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с п. 3 ст. 9 Устава Чугуевского муниципального округа Приморского края органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Администрацией Чугуевского муниципального округа в 2021 году приобретены восемь жилых помещений, в случае выделения дополнительных средств, до конца года будет приобретено еще одно жилое помещение. Все приобретенные квартиры распределены. Иной возможности предоставления жилых помещений у администрации Чугуевского муниципального округа нет. Просит отменить решение Чугуевского районного суда Приморского края от 09.11.2021.

Прокурором Чугуевского района Приморского края поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор возражала по доводам жалобы.

Истец Скапин-Чарский К.Г. и представители администрации Чугуевского муниципального округа, Правительства Приморского края, извещенные надлежащим образом в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы надлежаще извещены, ходатайств не заявляли.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.

Ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".

В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".

Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.

Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Чугуевский муниципальный округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ).

Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".

Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018г. N 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.

Как видно из материалов дела, Скапин-Чарский К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован и проживает на территории Чугуевского муниципального округа Приморского края.

Его отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом комитета народного образования ФИО2 крайисполкома N-А от ДД.ММ.ГГГГ Скапин-Чарский К.Г. зачислен в число воспитанников Кавалеровской школы-интерната для детей-сирот.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником и обучался в КГОБУ школа-интернат <адрес> и находился на полном государственном обеспечении, выбыл в СПТУ N <адрес> по окончании 9 класса.

По информации начальника управления жизнеобеспечения администрации Чугуевского муниципального округа ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ Скапин-Чарский К.Г. не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма на территории Чугуевского муниципального округа, договор социального найма с ним не заключался.

Постановлением администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N Скапин-Чарский К.Г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края, лиц, относящихся к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Скапин-Чарским К.Г. права собственности на жилые объекты на территории ФИО2 края и Российской Федерации не зарегистрированы.

Скапин-Чарский К.Г. до настоящего времени в предусмотренном законом порядке жилым помещением не обеспечен.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Чугуевского муниципального округа обязана предоставить Скапин-Чарскому К.Г. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Оснований ставить под сомнение выводы суда судебная коллегия не усматривает, так как они основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование полномочий, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие финансирования не является основанием для отказа в иске. Все вопросы финансирования расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, подлежат урегулированию ответчиком в порядке бюджетного законодательства.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также могли бы служить основанием для отмены судебного решения, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела не усматривается.

Суд первой инстанции правильно определилвсе юридически значимые обстоятельства по делу, верно оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, а также правильно применил нормы материального и процессуального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Чугуевского районного суда Приморского края от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка