СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2022 года Дело N 33-2633/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.
при секретаре Косогоровой К.Б.
рассмотрела 14 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе МКП МО "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал" на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 января 2022 года, которым постановлено:
"Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное предприятие муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал" в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению из скважины N 3 усл. п. Невидимка по показателю - Жесткость в соответствии с требованиями п. 75. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", табл. 3.3. раздела III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", ст. 19, Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;
-обеспечить кратность отбора проб питьевой воды в рамках производственного контроля по микробиологическим показателям из скважин п. Невидимка (скв. N 3 усл.), из распределительной сети п.Невидимка в соответствии с требованиями п. 77, табл. 1, табл. 3 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины N 3 (усл) п.Невидимка ограждением, охраной, дорожки к сооружениям оборудовать твердым покрытием в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Взыскать с муниципального казенного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее - Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к муниципальному казенному предприятию муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал" (далее - МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал") о прекращении нарушений санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей и возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества.
Требования мотивированны тем, что в отношении МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации при эксплуатации Каменноложского водозабора, а именно:
- имеющееся ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин N 1, 3, 3а, 5, 5а, 7 Каменноложского водозабора местами нарушено, местами отсутствует, дорожки к водозаборным сооружениям не имеют твердое покрытие, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02;
- на территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин N 1, 3, 3а, 5, 5а, 7 Каменноложского водозабора допущен рост поросли высокоствольных деревьев, что является нарушением р. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02;
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением п. 3 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии наседания" N 52-ФЗ от 30.03.1999;
- за 2020 год - отбор проб питьевой воды из скважин Каменноложского водозабора, РЧВ (перед подачей в сеть), в распределительной сети г.Лысьва на микробиологические исследования проведены только в летний период (июль, август 2021), при нормативной кратности из скважин - ежесезонно, из РЧВ - еженедельно, из распределительной сети - не менее 2-х проб в месяц, что является нарушением п. 77, табл. 1, табл. 3 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В настоящее время МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" продолжает осуществлять деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, что может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды. Просят возложить на МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей и выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества, а именно: в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить:
- обеспечить кратность отбора проб питьевой воды в рамках производственного контроля по микробиологическим показателям из скважин Каменноложского водозабора, РЧВ (перед подачей в сеть), в распределительной сети г.Лысьва в соответствии с требованиями п. 77, табл. 1, табл. 3 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21; "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещением, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- восстановить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин N 1,3, 3а, 5, 5а, 7 Каменноложского водозабора, дорожки к водозаборным сооружениям оборудовать твёрдым покрытием в соответствии с требованиями п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения";
- получить на использование подземных вод Каменноложского водозабора в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, в соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии наседания" N 52-ФЗ от 30.03.1999.
Представитель истца Джолдошалиев В.Р. в судебное заседание не явился, к суду обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивал.
Представитель ответчика Домрачева Е.А. в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, просила в иске отказать, считает, что данная обязанность должна быть возложена на собственника имущества, т.е. на управление инфраструктуры администрации г. Лысьва.
Представитель третьего лица - Управления инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал". Указывает, что скважинами 1, 3, 3а, 5, 5а, 7, МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" владеет на праве оперативного управления, собственником указанного имущества является муниципальное образование "Лысьвенский городской округ". Полагает, что именно собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, а возложение указанных обязанностей на ответчика приведет к необоснованным расходам со стороны предприятия.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, с заявлениями об отложении рассмотрения дела не обращались. Представитель истца просил рассмотреть дело без его участия.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Как указано в статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, пункта 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002.
В соответствии с п. 1.4 указанного СанПиН, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.5 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с пунктом 1.15 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Пункт 3.2.1.1. предписывает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.01.2021.
Пунктом 75 приведенного СанПиН предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
В соответствии с пунктом 77 указанного СанПиН, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
В таблице 3 приложения N 4 указанного СанПиН 2.1.3684-21 указано, что отбор проб при производственном контроле качества питьевой воды должен производиться 2 раза в месяц при количестве обслуживаемого населения до 10 тысяч человек.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 введены в действие СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 1.2.3685-21), зарегистрированные в Минюсте России 29.01.2021 N 62296.
В таблице 3.3 раздела III "Нормативы качества и безопасности воды" указанного СанПиН 1.2.3685-21 приведены обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды. В частности, норматив такого показателя как жесткость общая указан не более 7,0 мг-экв/дм куб. (вода питьевая централизованного водоснабжения).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Лысьвы Пермского края от 30.01.2020 N 108 (л.д.64) в МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" по акту приема-передачи от 31.01.2020 (л.д.141-187) приняты на баланс на праве оперативного управления объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Пермского края, а именно: объекты централизованной системы водоснабжения Каменноложского водозабора в г. Лысьва. МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" на праве оперативного управления осуществляет эксплуатацию данных объектов, в том числе, артезианских скважин Каменноложского водозабора 1, 3, 3а, 5, 5а, 7.
Согласно Устава МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал", основными видами деятельности, в том числе, является деятельность: по забору, очистке и распределению воды; сбору и обработке сточных вод; строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; производству земляных работ; аренде и управлению собственными или арендованным нежилым недвижимым имуществом; деятельность автомобильного грузового транспорта.
По распоряжению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 14.04.2021 N 752 (л.д.43-46) и распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 27.04.2021 N 752/1 "О внесении изменений в распоряжение N 752 от 14.04.2021" в отношении МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" (л.д.41) проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ходе которой выявлены нарушения норм санитарного законодательства, а именно: имеющееся ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин N 1, 3, 3а, 5, 5а, 7 Каменноложского водозабора местами нарушено, местами отсутствует, дорожки к водозаборным сооружениям не имеют твердое покрытие, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02; на территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин N 1, 3, 3а, 5, 5а, 7 Каменноложского водозабора допущен рост поросли высокоствольных деревьев, что является нарушением р. 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением п. 3 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии наседания" N 52-ФЗ от 30.03.1999; за 2020 год - отбор проб питьевой воды из скважин Каменноложского водозабора, РЧВ (перед подачей в сеть), в распределительной сети г.Лысьва на микробиологические исследования проведены только в летний период (июль, август 2021), при нормативной кратности из скважин - ежесезонно, из РЧВ - еженедельно, из распределительной сети - не менее 2-х проб в месяц, что является нарушением п. 77, табл. 1, табл. 3 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (л.д.194-229).
Постановлением по делу об административном правонарушении N** от 15.06.2021 МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" привлечено к административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм и правил по ст. 6.5 КоАП РФ (л.д.18-30).
Как установлено в ходе судебного заседания, на момент рассмотрения настоящего дела ответчиком вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства не устранены в полном объеме, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из доказанности факта нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, а также из того, что осуществление деятельности МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" с нарушением требований санитарного законодательства может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем, нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства, а потому допущенные нарушения подлежат устранению в срок в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "Оводоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.