СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2022 года Дело N 33-2479/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Ворониной Е.И.

судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.

при секретаре судебного заседания Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 марта 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 декабря 2021 года, которым постановлено:

"исковые требования Безруких Юлии Александровны удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 6 по Пермскому краю в пользу Безруких Юлии Александровны сумму невыплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 69 106 руб. 43 коп., сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 6680руб. 68 коп., проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 9 397 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а всего 88 184 руб. 71 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать".

Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Безруких Ю.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю (далее - МРИ ФНС N 6 по Пермскому краю) о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 70832,08 руб., недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 6847,50 руб. и недоплаченного денежного содержания за ежегодные отпуска за период 2018-2020 годы в общей сумме 45 897,72 руб., процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ и компенсации морального вреда в размере 8 000 руб.

В обоснование требований указала, что приказом Межрайонной ИФНС N 5 по Пермскому краю N 01-04/222 от 28.12.2020 года она уволена с 31.12.2020 в связи с сокращением занимаемой должности специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок N 2 на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, однако в расчет указанных сумм работодателем необоснованно не включены суммы материального стимулирования. Кроме того, суммы материального стимулирования не были включены работодателем в расчет оплаты ежегодных отпусков за период 2018-2020 г., в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме. О нарушении своих прав она узнала при увольнении. Указывает, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Согласно справок за 2018, 2019, 2020 годы формы N 2-НДФЛ материальное стимулирование входит в общую сумму дохода, выплачивалось на основании приказов Управления ФНС России по Пермскому краю, в связи с чем являются частью оплаты труда, а также относятся к иным выплатам в соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона N 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе", в связи с чем входят в фонд оплаты труда.

В судебном заседании истец Безруких Ю.А. настаивала на удовлетворении требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении. С расчетом задолженности, представленным ответчиком, согласилась, просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате, проценты, компенсацию морального вреда.

Представитель ответчика МРИ ФНС России N 6 по Пермскому краю Морозова М.П. возражала против заявленных требований по доводам изложенным в возражениях.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе МРИ ФНС России N 6 по Пермскому краю. Ответчик считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции, сделаны без исследования и правовой оценки всех значимых обстоятельств дела. В жалобе поддерживает позицию, указанную в суде первой инстанции о том, что выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, сверх установленного фонда оплаты труда, не должны учитываться при расчете денежного содержания истца в целях компенсации четырёхмесячного денежного содержания, исчисления компенсаций при увольнении, а так же выплаты денежного содержания за период отпуска. В дополнениях к апелляционной жалобе представитель МРИ ФНС России N 6 по ПК, указал, что оснований для применения судом положений ст. 236 ТК РФ в настоящем деле не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения.

Стороны и представители в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (ст. 73 данного Федерального закона).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Безруких Ю.А. состояла в трудовых отношениях с МИФНС России N 5 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок N 2 (л.д. 18-24, 30-39).

В соответствии с условиями служебного контракта заключенного между Безруких Ю.А. и МИФНС России N 5 по Пермскому краю 11.09.2017 и дополнительных соглашений к служебному контракту (л.д. 18-24), денежное содержание государственного служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 10 %, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в размере 50 % от оклада, иных надбавок, районного коэффициента в размере 15%, ежемесячного денежного поощрения в размере 100 процентов должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

За период государственной гражданской службы Безруких Ю.А. с 2018 по 2020 год за счет дополнительных бюджетных ассигнований выплачивалось материальное стимулирование, что подтверждается представленными в материалы дела приказами МРИ ФНС России N 5 по Пермскому краю.

Выплата Безруких Ю.А. средств материального стимулирования на основании приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты ответчиком не оспаривалась.

Приказом УФНС России по Пермскому краю от 21 августа 2020 года N 02-04/116@ в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонная ИФНС России N 5 по Пермскому краю была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Пермскому краю.

Приказом от 28.12.2020 года N 02-04/222 МРИ ФНС России N 5 по Пермскому краю трудовой договор (служебный контракт) с Безруких (Ковалевой) Ю.А. был расторгнут с 31.12.2020 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (л.д. 25).

При увольнении по данному основанию Безруких Ю.А. была выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания 65 619,32 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 6 343,58 руб. (л.д. 42-45).

Истец Безруких Ю.А., обращаясь в суд с иском о взыскании с МРИ ФНС N 6 по ПК недоплаченной заработной платы (денежного содержания) ссылалась на то, что при расчете средней заработной платы для выплаты указанных выше сумм, ответчиком были исключены из ее общего дохода за 12 месяцев, предшествующих увольнению, суммы материального стимулирования, что противоречит требованиям Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также условиям служебного контракта. Аналогично ответчиком был произведен расчет выплаченных отпускных за период 2018-2020 год.

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Правилами, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчёте сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 392 ТК РФ, принимая во внимание обращение истца с иском 01.12.2021, учитывая пропуск истцом годичного срока на обращение в части требований о взыскании недоплаты денежного содержания за ежегодные оплачиваемые отпуска, суд отказал в удовлетворении данного требования, так как срок по требованиям за период 2018-2020 пропущен, поскольку выплата отпускных была произведена до 01.12.2020.

Исключив не подлежащие оплате периоды отпуска истца срок обращения в суд, по которым пропущен, принимая во внимание предоставленный ответчиком расчет соответствующий ст. 139 ТК РФ, с которым истец согласилась, суд пришел к обоснованному выводу, что в пользу истца подлежит взысканию задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 69106,43 руб., компенсация за неиспользованный отпуск - 6 680,68 руб. а также компенсация морального вреда в порядке ст. 237 ТК РФ в связи с нарушением трудовых прав истца в размере 3 000 руб.

Кроме того, в связи с установлением задолженности по невыплате вышеуказанных сумм, причитающихся работнику, судом первой инстанции, на основании ст. 236 ТК РФ, устанавливающей обязанность выплаты денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплат, с ответчика, как работодателя, обоснованно взыскана компенсация за задержку выплат в сумме 9 397,60 руб., расчет которой произведен судом в соответствии со ст. 140 ТК РФ со дня увольнения по день вынесения решения (с 01.01.2020 по 01.12.2021).

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе, ответчиком не приведены доводы о несогласии с произведенным судом расчетом, взысканных в пользу истца сумм, поэтому в указанной части решение суда судебной коллегией не проверяется.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что материальное стимулирование истца за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчёте среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду следующего.

Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "Огосударственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Федеральным законодателем определён состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объёмов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7.

Так как дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, а ссылки апелляционной жалобы на нормы Порядка являются ошибочными.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка