СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2022 года Дело N 33-2116/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Ворониной Е.И.

и судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.

при секретаре Косогоровой К.Б.

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 14 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе МУП "Пермгорэлектротранс" на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:

Взыскать с МУП "ПермГорЭлектроТранс" в пользу Чичадеева Владимира Вениаминовича в возмещение вреда здоровью сумму на оплату расходов по приобретению аккумуляторной батареи к креслу-коляске в размере, с учетом индексации на 01.12.2021 года в размере 29005 рублей 68 копеек.

Взыскать с МУП "ПермГорЭлектроТранс" госпошлину в доход местного бюджета в размере 1070 рублей 17 копеек.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя ответчика - Куранова В.Г., заключение прокурора Кузнецовой С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чичадеев В.В. обратился в суд с иском к МУП "ПермГорЭлектроТранс" о возмещении расходов, связанных с причинением вреда здоровью.

Заявленные требования мотивировал тем, что 02.08.2021 года он приобрёл аккумулятор для кресло-коляски и оплатил 27265,81 рубль, кроме этого он оплатил таможенный платёж в сумме 1484 рубля - всего 28749,81 рубль, с учетом индексации на 01 декабря 2021 года, просит взыскать 29875,35 рублей. При этом указал, что он приобрел аккумулятор, а в Индивидуальной программе реабилитации инвалида - он нуждается в кресле-коляске с электроприводом и ответчик обязан возмещать расходы по приобретению истцом аккумуляторной батареи в кресло-коляску.

В судебное заседание истец Чичадеев В.В. не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивал.

Представитель ответчика МУП "ПермГорЭлектроТранс" - Ильенкова А.И. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе МУП "Пермгорэлектротранс". В апелляционной жалобе приведены доводы о допущенных, по мнению ответчика, процессуальных нарушениях, выразившихся в непроведении по делу предварительного судебного заседания, к участию в деле не был привлечен прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ, а также ГУ - ПРОФСС, от которого также не запрашивалась информация о том, обращался ли Чичадеев В.В. за предоставлением ему аккумулятора или компенсации ее стоимости. Приведены доводы о том, что приобретение средств реабилитации, приобретение аккумулятора к инвалидной коляске являются расходными обязательствами федерального бюджета. ИПР не является нормативно-правовым актом в части распределения обязанностей по обеспечению реабилитации инвалида. Настоящий спор подлежит разрешению с учетом положений ст.1085 ГК РФ. Данные требования могли быть удовлетворены только в случае, если Чичадеев В.В. докажет, что не имеет права на бесплатное получение средств реабилитации, данные доводы ответчика не были приняты судом во внимание. Кроме того, ответчик полагает, что судом не применено законодательство Федеральный закона "О социальной защите инвалидов".

В письменных возражениях истца Чичадеева В.В., поступивших в судебную коллегию, истец указывает на несостоятельность доводов ответчика.

Проверив материалы дела, обозрев ответ ГУ- ПРОФСС РФ на запрос судебной коллегии, а также дополнительные доводы возражений Чичадеева В.В., заслушав объяснения представителя ответчика Куранова В.Г., поддержавшего доводы об отмене решения суда, заключение прокурора Кузнецовой С.Н. об отмене решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права ( п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ)

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Чичадеев В.В. является инвалидом ** группы в связи с травмой нижних конечностей, полученной им 26.03.1982 г. Причинителем вреда является МУП "ПермГорЭлектроТранс".

Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком с 2008 года истец Чичадеев В.В. на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации N ** от 13.03.2007 состоит на учете в отделении Фонда по обеспечению техническими средствами реабилитации.

В Индивидуальной программе реабилитации инвалида с датой выдачи 13.06.2013 года, предусмотрены аккумуляторные батареи к креслу-коляске, выдаваемой ПРО ФСС РФ. При этом, в Индивидуальной программе реабилитации инвалида, в графе "Исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением ТР" по аккумуляторной батареи указано, что исполнителем является сам инвалид (либо другие лица) ( л.д.9).

Кроме того, установлено, что Чичадеев В.В. в июле 2021 года Чичадеев В.В. приобрел за свой счет аккумуляторную батарею стоимостью с учетом таможенного сбора - 29005,68 рублей.

Установив указанные фактические обстоятельства, суд первой инстанции, принимая во внимание условия ИПР Чичадеева В.В., в соответствии с которой ФСС является исполнителем только в части предоставления инвалиду непосредственно кресло-коляски, а расходные средства в виде аккумуляторной батареи приобретает уже сам инвалид, руководствуясь п.1 ст.1085 ГК РФ, взыскал с ответчика, как с причинителя вреда стоимость приобретенной истцом аккумуляторной батареи, а поскольку обращение истца о возмещении ему данной стоимости ответчиком было оставлено без удовлетворения, взыскал данную стоимость с учетом индексации.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, полагает, что судом не правильно применены нормы материального права.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании п.1 ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 181-ФЗ), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.

Статьей 11 Федерального Закона N 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации ( ТСР) осуществляется в соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р. В п.7 Федерального перечня Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2019 N 3107-р были внесены изменения, согласно которым с 21.12.2019 обеспечение инвалидов аккумуляторными батареями к кресло-коляскам с электроприводов осуществляется отделением Фонда за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с разъяснения пп. "б" п.27 Постановления Пленума ВС РФ N 1 от 26.01.2010г. "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включается расходы на санаторно-курортное лечение. Расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.

Как следует из ответа ГУ - ПРОФСС РФ на запрос судебной коллегии, Чичадеев В.В. с заявлением о ремонте кресло-коляски с электроприводом в 2021-2022 в отделение Фонда не обращался. Данное обстоятельство истцом в дополнительных возражениях не оспаривается.

С учетом требований п.1 ст.1085 ГК РФ судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для взыскания в пользу истца с ответчика расходов по самостоятельному приобретению аккумуляторной батареи к кресло-коляске не имелось. То обстоятельство, что после внесения изменений в п.7 Федерального перечня Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2019 N 3107-р в ИПР Чичадеева В.В. от 13.06.2013 изменения в части исполнителя по замене аккумуляторной батареи к кресло-коляске не внесены, существа спора не меняет и не влечет за собой ответственность в данном случае МУП Пермгорэлектротранс как причинителя вреда.

Поскольку истец в установленном законом порядке в отделение Фонда с заявлением о ремонте ТСР в виде замены аккумуляторной батареи не обращался, равно как и не обращался с заявлением о возмещении ему стоимости самостоятельно приобретенной аккумуляторной батареи, доводы истца в письменных возражениях на невозможность получения аккумуляторной батареи в год обращения в отделение Фонда и невозможность фактической своевременности замены аккумулятора к кресло-коляске следует признать безосновательными в виду отсутствия фактического обращения за указанным ТСР. Как верно указано в письменных возражениях истца, приказом Минтруда России от 29.04.2020 N 227-н признан утратившими силу пункт 7 и позицию 8-09-43 пункта 8 перечня технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 июля 2019 г. N 521н. Между тем, данное изменение по существу опровергает позицию истца о длительности процедуры замены аккумуляторной батареи к кресло-коляске через ГУ - ПРОФСС РФ либо возмещения ее стоимости за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Чичадеева В.В. к МУП Пермгорэлектротранс. Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.193, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 декабря 2021 года отменить. Постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чичадеева Владимира Вениаминовича к МУП "Пермгорэлектротранс" о взыскании расходов по приобретению аккумуляторной батареи к кресло-коляске с учетом индексации.

Председательствующий -

Судьи:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка