СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2022 года Дело N 33-3499/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Крятова А.Н.,

судей Русанова Р.А., Полянской Е.Н.

при ведении протокола помощником судьи Перескоковой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.

дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО1 к начальнику территориального отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании устранить нарушения,

по апелляционной жалобе представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" - Барага В.И.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 07 декабря 2021 года, которым постановлено:

"признать незаконным решение начальника территориального отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 02.06.2021 г. N 08/1087 об отказе в принятии ФИО3, ФИО4, ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.

Обязать начальника территориального отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" повторно рассмотреть заявление Щинниковой М.О. от 05.02.2019 о признании ФИО3, ФИО4, ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма".

Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

ФИО3, ФИО4, ФИО1 обратились в суд с иском к начальнику территориального отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании устранить нарушения.

Требования мотивированы тем, что Щинникова М.О. вдова прапорщика ФИО2 и его дети ФИО1, ФИО4, умершего во время прохождения военной службы в войсковой части 21223 Министерства обороны РФ 14 февраля 1999 года в п. Нижний Ингаш. В феврале 2019 года они письменно обратились к начальнику отделения (территориальное г. Красноярск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с просьбой признать их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 27 мая 2019 года вынесено решение N 09-06/50 об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения по избранному месту проживания, предоставляемого по договору социального найма. Решением Советского районного суда г. Красноярска от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения, вышеуказанное решение признано незаконным. На начальника отделения (территориальное г. Красноярск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО3, ФИО4, ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Ответчиком 02 июня 2021 года вынесено новое решение N 08/48 об отказе в признании нуждающимися в получении постоянного жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Просили признать незаконным решение начальника отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ от 02 июня 2021 года N 08/48 и обязать начальника отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО3, ФИО1, ФИО4 нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФГАУ "Росжилкомплекс" Барага В.И. просит решение отменить. Указывает, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, на основании которого на Министерство обороны Российской Федерации прямо возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, обязанность по обеспечению которыми до 01 января 2005 года была возложена на органы местного самоуправления.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" Бараги В.И., поддержавшего жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Щинникова М.О. состояла в браке с ФИО2 с <дата>. От брака имеют сына ФИО1, <дата> года рождения.

От предыдущего брака ФИО3 имеет сына ФИО4, а также двоих дочерей ФИО10, ФИО11 Отец детей ФИО12 умер <дата>.

Сын ФИО4 имеет вторую группу инвалидности (инвалид с детства) дата освидетельствования <дата>.

ФИО2 умер <дата>.

ФИО2 был призван на военную службу Тобольским объединенным городским военкоматом Томской области 21 октября 1981 года.

<дата> ФИО2 присвоено воинское звание прапорщик, в связи с чем, утратил статус военнослужащего, проходящего действительную срочную военную службу, и он приобрел статус военнослужащего, проходящего действительную военную службу прапорщиков.

26 апреля 1994 между Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части 21223 и ФИО2 заключен контракт на 5 лет.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части N 21223 от 16 февраля 1999 года N 36 прапорщик ФИО2 начальник хранилища отдела хранения, умерший <дата>, причина смерти временно не установлена (не связана с исполнением обязанностей военной службы), исключен из списков личного состава части.

В соответствии с выпиской из приказа начальника 32 арсенала N 02-ПО от 27 февраля 1999 года (по личному составу) ФИО2 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с <дата>.

Продолжительность службы ФИО2 на момент смерти в календарном исчислении составила 17 лет 2 месяца 24 дня, из которых в звании прапорщик - 15 лет 3 месяца 04 дня.

В соответствии с записями в послужном списке в разделе семейное положение записаны: жена ФИО3, сын ФИО4, дочь ФИО11, дочь ФИО13, сын ФИО1, <дата> года рождения.

Истец ФИО3 и ее сыновья ФИО4, ФИО1 проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>ФИО17. Лаптева, д. 1 кв.8. Указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации.

05 февраля 2019 года ФИО3 обратилась в отделение (территориальное г. Красноярск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о включении ее и членов ее семьи сыновей ФИО4 и ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья, по договорам социального найма по избранному месту жительства - г. Краснодар, с учетом права на общую площадь умершего ФИО2

Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" N 09-06/50 от 27.05.2019 г. ФИО3, ФИО4, ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства - г. Краснодар, предоставляемых для постоянного проживания, отказано.

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения, признано незаконным решение начальника отделения (территориальное г. Красноярск) ФКГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 27 мая 2019 года N 09-06/50, связанное с непризнанием ФИО3, ФИО4, ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным, на начальника отделения (территориальное г. Красноярск) ФКГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО3, ФИО4, ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Во исполнение решения суда начальником территориального отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" повторно рассмотрено заявление и 02 июня 2021 года принято решение N 08/48 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ мотивирован тем, что, согласно жилищному законодательству, действовавшему на момент смерти ФИО2 и исключения его из списков личного состава Вооруженных Сил РФ вопрос обеспечения военнослужащих жилыми помещениями находился в компетенции исполнительных органов местной власти и у Министерства обороны РФ отсутствует обязанность по обеспечению ФИО3 и членов ее семьи жилым помещением в г. Краснодаре. Жилищные права членов семьи ФИО2, умершего в <дата> году были соблюдены путем закрепления за ними служебного жилого помещения, из которых они не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения на основании ст. 108 ЖК РСФСР. На основании сведений, представленных ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края", Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениям в г. Краснодаре не подавали.

Удовлетворяя исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО1 и признавая решение начальника территориального отделения г. Красноярск территориального отдела "Красноярский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 02 июня 2021 года N 08/1087 незаконным, а также возлагая обязанность рассмотреть поданное заявление повторно, суд первой инстанции верно исходил из того, что вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих и членов их семей (по п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих") на момент обращения истцов с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (05 февраля 2019 года) к ответчику решаются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку в соответствии с п.п. 17, 18, 19 (с учетом изменений) Устава ФГАУ "Росжилкомплекс" предметом деятельности Учреждения по обеспечению реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Основными видами деятельности Учреждения являются, в том числе признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях (в том числе: принятие решений о принятии (отказе в принятии) на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также о снятии граждан с учета нуждающихся), проверка данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Так же, судом верно указано, что ответчиком в решении от 02 июня 2021 года не дана оценка вопросу о том, имели ли ФИО3 и ее сыновья основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели мужа-военнослужащего.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах.

Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований, что соответствует положениям ст. 196 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии действующего нормативно-правового акта, на основании которого на Министерство обороны Российской Федерации прямо возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан подлежат отклонению судебной коллегией, как несостоятельные.

В силу абзаца первого п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу первому п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18, и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Из содержания положения п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ следует, что члены семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 29 мая 2014 года N 8 (редакция от 28 июня 2016 года) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" о том, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 17, п. 18, п. 19 (с учетом изменений) Устава ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее Учреждение) основной целью деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Предметом деятельности Учреждения являются: обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Основными видами деятельности Учреждения являются, в том числе признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях (в том числе: принятие решений о принятии (отказе в принятии) на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также о снятии граждан с учета нуждающихся), проверка данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

На сновании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что на ответчика прямо возложена обязанность по обеспечению реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Отсутствие нормативного акта, который бы прямо возлагал на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, обязанность по обеспечению которыми до 01 января 2005 года была возложена на органы местного самоуправления, препятствием для удовлетворения заявленного иска не является, так как суд верно истолковал действующее жилищное законодательство и законодательство о статусе военнослужащих, которое не возлагает такую обязанность на органы местного самоуправления.

С учетом вышеизложенного, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства и применены нормы права, а доводы апелляционной жалобы фактически были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения в апелляционном порядке, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Красноярска от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" - Бараги В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Изготовлено в окончательной форме 24 марта 2022 года


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка