СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2022 года Дело N 33-1693/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Задворновой Т.Д.,

судей Фоминой Т.Ю., Суринова М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозюк И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

22 марта 2022 года

дело по апелляционной жалобе администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 25 ноября 2021 года, которым постановлено:

"Возложить на Администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области в срок до 01 сентября 2022 года провести на автомобильной дороге от д. Новый Поселок до д. Малый Дор Судоверфского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с добавлением щебня, гравия или других материалов".

Заслушав доклад судьи Фоминой Т.Ю., судебная коллегия

установила:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2022 года провести на автомобильной дороге от д. Новый Поселок до д. Малый Дор Судоверфского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части с добавлением щебня, гравия или других материалов.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой совместно с ГИБДД МУ МВД России "Рыбинское" проверки эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги от д. Новый поселок до д. Малый Дор Судоверфского сельского поселения РМР ЯО, установлен ряд нарушений, отраженных в акте выявленных недостатков от 13 сентября 2021 года. В нарушение п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" на покрытии проезжей части указанной дороги имеются дефекты в виде сдвигов и волн, колейность глубиной более 20 см (местами до 45 см), иные повреждения (просадки), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной максимальной скоростью, что является нарушением Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Аналогичные нарушения выявлены городской прокуратурой по итогам рассмотрения обращения Смирновой Е.В. в июне 2021 года, в связи с чем, 05 июля 2021 года в адрес главы Рыбинского муниципального района Ярославской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, однако исчерпывающих мер к устранению отмеченных недостатков до настоящего времени не принято. Дальнейшее несоблюдение нормативных требований в сфере безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни, здоровью участников дорожного движения.

Судом постановлено вышеуказанное решение суда, на которое подана апелляционная жалоба администрацией Рыбинского муниципального района Ярославской области. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности Семеновой Е.Н. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения по доводам жалобы представителя прокуратуры Верещагиной К.Н., судебная коллегия полагает, что оснований к отмене решения суда не имеется.

В соответствии с п.п. 5, 25, 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ - дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары обочины и разделительные полосы при их наличии.

Судом установлено и из материалов дела следует, что автодорога "д. Мешково - д. Новый Поселок - д. Малый Дор", идентификационный номер 78-240 ОП МР Н-0382, протяженностью 1,073 км, тип покрытия - естественное грунтовое, расположенная в границах муниципального района, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения Рыбинского муниципального района.

В 2021 году Рыбинской городской прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД МУ МВД России "Рыбинское" по обращениям граждан проводились проверки на предмет соблюдения администрацией Рыбинского муниципального района законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которых на указанной выше дороге были выявлены нарушения требований пункта 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017): на покрытии проезжей части допущено образование сдвигов и волн, колейности глубиной более 20 см (местами до 45 см), а также иные повреждения (просадки), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной максимальной скоростью, что является нарушением требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", РСН-88 "Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог". Проезд транспортных средств затруднен, местами невозможен.

Представление Рыбинского городского прокурора от 05 июля 2021 года N 03.02.2021 об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, вынесенное в адрес Главы Рыбинского муниципального района Ярославской области, не исполнено нарушения требований п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге от д. Новый Поселок до д. Малый Дор Судоверфского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области не устранены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального Закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, утвержденным решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 23 июня 2006 года N 50, исходил из того, что спорная дорога находится в собственности Рыбинского муниципального района Ярославской области, является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, выявленные прокуратурой нарушения свидетельствуют о том, что Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области ненадлежащим образом исполняет полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения, что нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также снижает уровень безопасности дорожного движения, и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, установив ответчику срок для устранения нарушений до 01 сентября 2022 года.

С выводами, мотивами суда, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает правильными, основанными на материалах дела и законе. Суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и нормы закона, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Довод жалобы о том, что администрация Рыбинского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку функции главного распорядителя бюджетных средства, полномочия по контролю в сфере использования автомобильных дорог осуществляет управление ЖКХ, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.п. 6 и 11 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

С учетом перечисленных норм суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является администрация Рыбинского муниципального района, как орган местного самоуправления, осуществляющий дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, на который возложена обязанность содержать в нормативном состоянии и ремонтировать автомобильные дороги в границах района, обеспечивать безопасность дорожного движения на них.

Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, как следует из Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, утвержденного решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 23 июня 2006 года N 50, является структурным подразделением администрации Рыбинского муниципального района.

Передача Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района функций главного распорядителя бюджетных средств, муниципального заказчика, исполнителя муниципальных программ, полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере использования автомобильных дорог, осуществлению дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения, также как и факт привлечения к административной ответственности за не обеспечение требований безопасности дорожного движения Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении администрации Рыбинского муниципального района основанием к отмене решения суда не является, поскольку не освобождает администрацию Рыбинского муниципального района как органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника автомобильной дороги, от обязательств по содержанию автомобильных дорог в границах района в нормативном состоянии, по обеспечению безопасности дорожного движения на них.

Ссылка в жалобе на то, что спорная дорога имеет естественное грунтовое покрытие, в связи с чем на нее не распространяются требования п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 и РСН-88 "Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог", представляется несостоятельной, основанной на ошибочном толковании указанных норм права.

Статьей 17 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В силу п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 требования настоящего Стандарта распространяются на все дороги общего пользования, к каким относится и дорога от д. Новый Поселок до д. Малый Дор Судоверфского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области.

В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А значений показателей), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Установив, что спорная дорога не соответствует указанным обязательным требования, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность выполнить работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с добавлением щебня, гравия или других материалов, которые предусмотрены для грунтовых дорог в абз. "з" подп. 2 п. 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, субъективной оценке обстоятельств дела, по существу, повторяют изложенную ответчиком позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

По изложенным мотивам, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка