СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 марта 2022 года Дело N 33-1284/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.,

судей Попова С.В., Шипунова И.В.,

при секретаре Подлужной А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Попрядухиной Л. Н.

на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2021 года

по делу по иску Попрядухиной Л. Н. к акционерному обществу "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" об устранении недостатков предоставляемой услуги.

Заслушав доклад судьи Попова С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попрядухина Л.Н. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (далее - АО "СК Алтайкрайэнерго") об устранении недостатков предоставляемой услуги.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры <адрес>, проживает в указанном жилом помещении и зарегистрирована в нем по месту жительства. Также является потребителем электрической энергии, на ее имя у ответчика открыт лицевой счет по начислению и оплате услуг. Истец неоднократно обращалась к ответчику с тем, что напряжение в электросети ее квартиры падает до значений, при которых тускло горят лампочки, не работают электроприборы, не включается телевизор, холодильник, т. е. ответчик не обеспечивает качество подаваемой в квартиру N 2 электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013.

Ссылаясь на положения п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", указала, что на ответчике лежит обязанность устранить имеющиеся недостатки предоставляемой истцу услуги энергоснабжения, а именно, привести напряжение электросети в соответствие с требованиями технических регламентов и иных обязательных требований, установленных нормативными актами, и исключить возможность перепада напряжения в течение суток.

Просила обязать ответчика обеспечить качество подаваемой электрической энергии в квартиру <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 17.11.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Попрядухина Л.Н. просит решение отменить.

Указывает на то, что суд, не обладающий специальными познаниями в области электрической энергии, не мог принять по данному делу решение без проведения экспертизы.

В письменных возражениях ответчик АО "СК Алтайкрайэнерго" просит жалобу оставить без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на законности решения районного суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети Интернет. Об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В соответствии с п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).

Согласно подп. "а" п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Под "исполнителем" в Правилах понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а под "коммунальными услугами" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К "коммунальным ресурсам" Правила относят, в том числе, электрическую энергию.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества урегулирован разд. Х Правил.

Так, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106).

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107).

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы (п. 108)

По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п. 110 Правил (п. 109)

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги (п. 110)

В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108 Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя (п. 110(1) Правил).

В соответствии с п. 10 приложения N 1 Правил качество электроснабжения должно обеспечивать постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно ГОСТ 32144-2013 напряжение должно соответствовать 220 вольт +- 10% (в точке передачи). В п. 4.2.2. определено, что в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания Unom равно 220 В, положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения (т. е. диапазон 198-242 В). Таким образом, нижний предел должен быть не ниже 198 В, а верхний предел должен быть не выше 242 В.

При рассмотрении дела судом установлено, что Попрядухина Л.Н. является собственником и проживает в квартире <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Жилое помещение представляло собой трехквартирный жилой дом. Квартиры N 1 и N 2 принадлежали Попрядухиной Л.Н.

В связи с тем, что городской межведомственной комиссией было принято решение о признании квартиры <адрес> непригодной для проживания Попрядухина Л.Н. просила расторгнуть договор электроснабжения бытового потребления N 847004043 от 14.10.2019 с отключением данной квартиры от сети. Указанное заявление удовлетворено, что не оспаривалось сторонами.

На основании волеизъявления абонента Попрядухиной Л.Н. выполнены технические условия договора N 696/19р, составлен акт о выполнении технических условий от 31.10.2019, осуществлено технологическое присоединение жилого дома по адресу <адрес>, в котором приведены технические характеристики, определен перечень точек присоединения, определены границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих) устройств, составлена схема границ балансовой принадлежности, акты подписаны сторонами - представителем АО "СК Алтайкрайэнерго" и Попрядухиной Л.Н.

15.10.2019 между истцом и АО "Алтайкрайэнерго" заключен договор энергоснабжения бытового потребителя N 847004046, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется подавать потребителю электроэнергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов на условиях, предусмотренных данным договором, а также урегулированы взаимоотношения с сетевой организацией по передаче электроэнергии.

Пунктом 3.7 договора оговорена обязанность потребителя допускать представителей исполнителя (в том числе аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, установленном действующим законодательством, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления электроснабжения и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

09.11.2020 Попрядухина Л.Н. обратилась в АО "СК Алтайкрайэнерго" с претензией, в которой указала, что напряжение в электросети падает до значений, при которых тускло горят лампочки, не работают электроприборы, не включается телевизор, холодильник.

Актом от 09.11.2020 произведено измерение уровня напряжения и нагрузки в 18 час. 10 мин. произведено измерение уровня и нагрузки, на границе балансовой принадлежности сетей фазное напряжение составило от 217 до 234 В. Указанный акт подписан сотрудниками, производившими замеры, и истцом Попрядухиной Л.Н.

Актом от 07.12.2020 произведено измерение уровня напряжения и нагрузки в 17 час. 05 мин. произведено измерение уровня и нагрузки, на границе балансовой принадлежности сетей фазное напряжение составило от 202 до 235 В. Указанный акт подписан сотрудником, производившим замеры, и Попрядухиной Л.Н.

Также были проведены контрольные замеры 28.01.2021, в 18 час. 30 мин. фазное напряжение границе балансовой принадлежности сетей составило от 224 до 228 В.

Актом от 28.01.2021 произведено измерение уровня напряжения и нагрузки в 18 час. 10 мин. произведено измерение уровня и нагрузки на выходе из ТП 6/0,4 кВ N 221 ф. N 2 фазное напряжение составило от 228 до 231 В. В акте имеется отметка об отказе от подписи.

Контрольные измерения уровня напряжения и нагрузки также замерялись 28.10.2021 в 12 час. 50 мин., 20.10.2021 в 20 час. 30 мин., 18.10.2021 в 22 час. 30 мин., 19.10.2021 в 20 час. 30 мин.

Факт осуществления контрольных измерений 28.10.2021 Попрядухина Л.Н. не отрицала, пояснила, что действительно контрольные измерения проводились, однако в акте отражены другие показания, вследствие чего акт ею не подписан.

В соответствии с поопорной схемой ВЛ-0,4 кВ от ТП-221 от опоры 1/12 запитаны жилые помещения по <адрес>.

Свидетель Ерохин С.Н., старший диспетчер АО "СК Алтайкрайэнерго", в судебном заседании 01.02.2021 пояснял, что в месте разграничения балансовой принадлежности напряжение соответствует нормативному, а проблемы, возникшие у Попрядухиной Л.Н. при пользовании электроэнергии, происходят вследствие того, что внутридомовая проводка и соответственно все электроприборы подключены к одной фазе из трех, вследствие чего напряжения во внутридомовой проводке недостаточное.

Свидетель Шерстнев В.Е., электромонтер оперативно-выездной бригады 4 разряда АО "СК Алтайкрайэнерго" филиал "Рубцовские МЭС", в судебном заседании пояснил, что последовательность подключения электрических проводов не влияет на напряжение в электрической сети абонента, наличие энергоемких электроприборов у соседей, помещения которых запитаны от одной электроопоры, дают незначительные колебания, которые не сказываются на уровне напряжения в квартире истца. Кроме того, свидетель пояснил, что подключение более мощного ввода осуществляется исключительно по заявлению абонента, замер напряжения осуществляется на линии электроопоры (точке балансового разграничения), а не в жилом помещении абонента, где нельзя получить достоверные показания, поскольку степень изношенности внутридомовой проводки может быть разной. Свидетель непосредственно выезжал по месту жительства Попрядухиной Л.Н., осуществлял замер, показания напряжения соответствовали норме с учетом допустимых погрешностей (5%).

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что ответчиком представлены документы, свидетельствующие о соответствии подаваемой электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013, из представленных ответчиком доказательств, следует, что услуга по энергоснабжению представляется абоненту в полном объеме и надлежащего качества. Доводы истца о том, что вследствие перепадов напряжения вышли из строя электроприборы, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, находя их соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Из материалов дела усматривается, что порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленный разд. Х Правил, в данном случае соблюден.

Замеры уровня напряжения на границе балансовой принадлежности электрических сетей проводился исполнителем неоднократно, в том числе в ходе рассмотрения дела. По их результатам уровень напряжения в точке поставки электрической энергии находится в пределах допустимого ГОСТ 32144-2013 диапазона.

Указывая на несоответствие показателей, отраженных в актах, истец, однако, не инициировала проведение экспертизы качества коммунальной услуги в порядке п. 110 Правил.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" содержит разъяснение, согласно которому при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, п. 5 и 6 ст. 19, п. 4, 5 и 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).