СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года Дело N 22-148/2022

Судебная коллегия по уголовным делам Томского областного суда в составе

председательствующего судьи Сотникова А.В.,

судей Уткиной С.С., Фадеева Е.Н.,

при секретарях Майорове М.А., Вельмякине О.Е., Мячиной Т.А.,

с участием прокуроров Зайнулина Д.А., Маркарян Д.В., Тюкалова М.Ю.,

представителя потерпевшего - представителя Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Я.

осужденного Марьина В.В.,

адвоката Зыковой М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционному представлению (с дополнениями) государственного обвинителя Карташева Я.Ю., апелляционным жалобам осужденного Марьина В.В., адвоката Зыковой М.И. в интересах Марьна В.В. на приговор Колпашевского городского суда Томской области от 26 ноября 2021 года, которым

Марьин Владислав Викторович, родившийся /__/, несудимый,

осужден по ч. 2 ст. 285 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления сроком 2 года.

На основании ст. 73 УК РФ наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года с возложением обязанностей: встать на учет в УИИ, не менять постоянного места жительства без уведомления УИИ, куда один раз в два месяца являться на регистрацию.

Срок дополнительного наказания постановлено исчислять с момента вступления приговора в законную силу.

До вступления приговора в законную силу мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения.

Меру процессуального принуждения в виде отстранения от должности постановлено отменить после вступления приговора в законную силу.

За гражданским истцом признано право на удовлетворение гражданского иска и вопрос о размере возмещения передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Для обеспечения гражданского иска сохранен арест имущества, принадлежащего на праве собственности осужденному: 1/2 доли в благоустроенной квартире общей площадью /__/ м_2, расположенной по адресу: /__/; автомобиль /__/, /__/ года выпуска, государственный регистрационный знак /__/ регион, автомобиль /__/, /__/ года выпуска, государственный регистрационный знак /__/ регион.

Заслушав доклад судьи Сотникова А.В., мнение прокуроров Зайнулина Д.А., Маркарян Д.В. об изменении приговора по доводам апелляционного представления (с дополнениями) и отказе в удовлетворении апелляционных жалоб, пояснения осужденного Марьина В.В., адвоката Зыковой М.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Марьин В.В. признанвиновным в том, что, являясь главой органа местного самоуправления, использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Преступление совершено в ноябре-декабре 2015 года в /__/ Колпашевского района Томской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В апелляционном представлении (с дополнениями) государственный обвинитель Карташев Я.Ю. указывает, что суд не привел мотивов назначения за совершение тяжкого преступления наказания, не связанного с изоляцией от общества. Применение ст. 73 УК РФ не отвечает ст. 6, 43 УК РФ, а приговор несправедлив. Назначенное наказание не достигает цели исправления осужденного. Передавая гражданский иск на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, суд фактически поставил под сомнение характер и размер причиненного преступлением ущерба. Понесенные Администрацией Чажемтовского сельского поселения расходов во исполнение решения Колпашевского городского суда Томской области от 07.02.2020 не относятся к материальному ущербу, причиненному Томской области Марьиным В.В. в результате преступления в 2015 году. В дополнениях к апелляционному представлению указывается на необоснованность приговора в части признания в действиях Марьина В.В. корыстной заинтересованности. Поставлен вопрос об исключении из описательно-мотивировочной части указание о наличии в действиях Марьина В.В. корыстной заинтересованности, исключении указания на применение ст. 73 УК РФ, определении Марьину В.В. для отбывания наказания исправительной колонии общего режима (п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ), отмене приговор в части разрешения исковых требований с направлением дела в этой части на новое рассмотрение.

В идентичных по содержанию апелляционных жалобах осужденный Марьин В.В. и адвокат Зыкова М.И. со ссылками на п. 12.1 и п.15-22 постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностными полномочиями" указывают, что в предъявленном обвинении не указано, какими должностными полномочиями злоупотребил Марьин В.В. Из ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МО "Чажемтовское сельское поселение" следует, что Глава поселения исполняет должностные полномочия не на основании трудового договора, а круг этих полномочий определен только Уставом. Суд же ссылается на подпункты Устава, которыми определены лишь полномочия Главы по руководству деятельностью Администрации. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. 19.11.2021 с изм. от 23.11.2021) и ст. 5, ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вопросы обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не относятся к вопросам местного значения сельского поселения и являются расходными обязательствами субъектов РФ. В приговоре не указано, на основании каких правовых норм Марьин В.В., как глава поселения, обладал служебными полномочиями по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовых актов для осуществления отдельных государственных полномочий, в порядке ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, не издавалось. Ссылка суда на ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", содержит лишь указание на передачу администрациям сельских поселений полномочий по предоставлению детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений по договорам социального найма специализированного жилого фонда в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Данные положения не содержат указаний на передачу в 2015 году в сельские поселения отдельных государственных полномочий по приобретению жилья, соответствующий нормативный акт не исследовался. Выводы суда о том, что в полномочия Марьина В.В. входило приобретение в муниципальную собственность жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не основаны на законе. Не установлено, что Марьин В.В. действовал из корыстной или иной личной заинтересованности при заключении в 2015 году муниципальных контрактов на покупку жилья и дальнейшего предоставления жилья потерпевшим. Не установлено, что в результате заключения муниципальных контрактов, Марьиным В.В. был причинен существенный ущерб законным интересам граждан и государства. Из материалов дела следует, что все потерпевшие на момент предоставления спорных квартир по договорам найма не имели жилья. Потерпевшая С. показала, что ранее ей предлагалось жилье худшего качества, чем спорная квартира, ее жилищные условия были существенно улучшены, т.к. ей с маленьким ребенком негде было жить. Четверо потерпевших не жили в полученных квартирах более пяти лет, т.к. работали и проживали в г. Томске. Все потерпевшие заключили договоры найма специализированного жилья в отношении спорных квартир, хотя имели право их не заключать. Факта введения потерпевших в заблуждение относительно альтернатив решения о заключении договора найма, не установлено. Претензий по качеству жилья потерпевшие не предъявляли, договоры не расторгали, не понуждали администрацию в судебном порядке предоставить пригодное жилье. По истечении пяти лет потерпевшие продлили договоры найма жилья, что свидетельствует об отсутствии нарушений жилищных прав потерпевших. Какому-либо бюджету РФ ущерб не причинен. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области не может быть потерпевшим в силу отсутствия нецелевого расходования денежных средств, при оплате муниципальных контрактов. Марьину В.В. в вину вменяется нарушение закона при заключении муниципальных контрактов (ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), что, при причинении крупного ущерба, влечет уголовную ответственность по ст. 200.4 УК РФ, но он не является субъектом этого преступления, т.к. из материалов дела следует, что Администрация Чажемтовского сельского поселения передала свои полномочия по осуществлению муниципальных закупок Администрации Колпашевского района. В полномочиях Главы поселения нет указания на то, что он лично осуществляет деятельность в сфере муниципальных закупок - он только организует деятельность органа местного самоуправления в этой сфере. Указание в обвинении на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при подготовке технического задания к аукциону и при подписании Марьиным В.В. муниципальных контрактов и актов приемки приобретенных спорных квартир, используется стороной обвинения лишь как обстоятельства, при которых совершалось преступление. Перечисляя в приговоре стадии подготовки документации к проведению аукциона и участие Марьина В.В. на отдельных этапах, суд не указал, злоупотребление какими полномочиями было допущено. Положенное в основу приговора заключение строительно-технической экспертизы не влияет на юридическую оценку вмененных действий, т.к. не вменялось нарушение строительных норм и правил при возведении жилья, равно как и причинение имущественного ущерба в результате заключения муниципальных контрактов на приобретение жилья, рыночная стоимость которого в 2015 году не соответствовала цене контракта или была умышленно завышена. Просят приговор отменить, Марьина В.В. оправдать за отсутствием состава преступления.

В возражениях на апелляционные жалобы осужденного и адвоката государственный обвинитель КарташевЯ.Ю., считая их необоснованными, просит оставить их без удовлетворения.

В возражениях на апелляционное представление потерпевший Ч. указал, что предоставленное ему жилое помещение его устраивает, в настоящее время заключил договор социального найма. Просит Марьина В.В. оправдать.

В отзыве на апелляционные жалобы представитель потерпевшего- представитель Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Я. указывает, что заявленные прокурором исковые требования к Марьину В.В. преждевременны, Департамент потерпевшим себя не считает, с иском к Марьину В.В. не обращался. Просит отменить приговор в части гражданского иска.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, доводы апелляционных представления и жалоб, возражений суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Выводы суда о виновности осужденного в установленном приговором преступном деянии основаны на совокупности исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств, проверенных и оцененных в соответствии с положениями ст. 87, 88 УПК РФ.

Диспозиция ст. 285 УК РФ предусматривает ответственность за "использование должностным лицом своих служебных полномочий" и при злоупотреблении должностными полномочиями виновный действует в пределах своей компетенции.

То обстоятельство, что на момент совершения преступления, за которое он осужден, Марьин В.В. являлся Главой Чажемтовского сельского поселения, т.е. высшим должностным лицом поселения и исполнял полномочия Главы Администрации, наделенным государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, установлено исследованными судом и приведенными в приговоре в этой части доказательствами (решение муниципальной избирательной комиссии Чажемтовского поселения от 04.03.2014 "О регистрации Главы Чажемтовского сельского поселения в лице Марьина В.В., положения Уства этого муниципального образования).

Согласно ст. 30 Устава администрацией поселения руководит Глава поселения.

Согласно ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений если они: 1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения или 2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.

Судом правильно установлено, что указанные в приговоре потерпевшие по делу, являвшиеся детьми-сиротами, до вселения в помещения по /__/, которые были приобретены для них по результатам инициированного осужденным аукциона, своего жилья не имели.

Согласно ч. 7 указанного Федерального закона указанной категории лиц, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, предоставляются благоустроенные жилые помещения из указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 этого Федерального закона).

Согласно показаниям Марьина В.В. в 2014 году он был избран Главой Чажемтовского сельского поселения, которое имело очередь на жилье из категории детей-сирот. Во второй половине 2015 года стало известно о предоставлении денег на приобретение жилья для детей-сирот. Были подготовлены аукционные документы для приобретения такого жилья.

Согласно 4.1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" администрации поселений Томской области (органы местного самоуправления поселений) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом (абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03).

Согласно п. 3 постановления Администрации Томской области N 562а от 29 декабря 2012 года "Об утверждении порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей... жилых помещений): предоставление специализированных жилых помещений указанным лицам осуществляется органами местного самоуправления поселений, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из указанного числа после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с постановлением Администрации Колпашевского района Томской области от 07.05.2014 N 410 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия заказчиков с органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирующего отношения между муниципальным образованием, как заказчиком, и исполнителем (поставщиком) в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также в соответствии соглашением от 07.05.2015 "О передаче полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд", между муниципальным образованием Чажемтовское сельское поселение и муниципальным образованием "Колпашевский район", подписанным также Марьиным В.В., как Главой указанного поселения, "Заказчик" в лице Марьина В.В. передает полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд путем проведения аукционов Муниципальному образованию Колпашевский район в лице его Главы.

Таким образом, суд правильно установил, что, в рамках своих полномочий, поручив в октябре 2015 года контрактному управляющему Чажемтовского сельского поселения К. подготовить документацию на проведение аукционов по приобретению шести квартир на первичном рынке жилья для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, утвердив эту документацию, включая подписание им "Технического задания", и, передав аукционную документацию в отдел закупок Администрации Колпашевского района, которым извещения о проведении шести аукционов с утвержденной Марьиным В.В. аукционной документацией были размещены на электронной площадке для приобретения указанного жилья на территории Чажемтовского сельского поселения, Марьин В.В. действовал в пределах своей компетенции.

Показаниями свидетелей судом также правильно установлено, что на момент проведения аукциона соответствие предложенного участниками аукциона товара предъявляемым "Техническими заданиями" требованиям субъектом проводящим аукцион (в данном случае должностными лицами администрации Колпашевского района), не проверяется.

Свидетель Щ. (/__/) показал, что за реализацию полномочий по льготному обеспечению, предусмотренному Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-03 отвечал Марьин В.В. Денежные средства в виде субсидий предоставляются в бюджет поселения, поселение отчитывается перед районом. В случае не освоения денежных средств репутация Марьина В.В., варианты возможного финансирования могли пострадать. Соответствие требованиям закона закупаемых квартир входило в обязанность заказчика - Главы Чажемтовского поселения Марьина В.В.

Свидетель Г. (/__/) подтвердила, что денежные средства в виде субсидий перечисляются поселению из района. Согласно детализации известно, что это средства областного бюджета.

Согласно исследованным судом письму администрации Колпашевского района Томской области, выпискам к решению Думы Колпашевского района, в 2015 году бюджету Чажемтовского сельского поселения на приобретение жилых помещений для детей-сирот выделено 5100000 рублей.

Согласно показаниям Марьина В.В. в судебном заседании он подтвердил, что подготовленные по его указанию для аукциона на приобретение квартир для детей-сирот документы, включая "Технические задания", он подписал.

Свидетель К. согласно ее исследованным судом показаниям подтвердила, что в 2015 году по распоряжению М. о необходимости закупки квартир детям-сиротам, она подготовила "Техническое задание", обоснования цены контракта, которые были подписаны Марьиным В.В. и переданы вместе с заявкой в отдел закупок Администрации Колпашевского района. После проведения аукционов были заключены шесть контрактов на квартиры в одном доме. Приемку квартир проводил М.

Свидетель А. (/__/) показал, что в 2015 году на основании поданных и утвержденных администрацией Чажемтовского сельского поселения шести заявок с "Техническими заданиями" на приобретение шести квартир для детей-сирот был проведен аукцион. Требования к квартирам указаны в "Технических заданиях", составленных заказчиком - Главой Чажемтовского сельского поселения. После аукциона заказчик выходит на стадию заключения контракта. Заключением контрактов занималась Администрация Чажемтовского поселения. Глава поселения мог не заключать договор, если товар не соответствует условиям закона.

Согласно показаниям свидетеля С. (/__/), в 2015 году в рамках программы "Детство под защитой" для закупки квартир детям-сиротам в /__/ в рамках субвенции были выделены денежные средства. "Технические задания" делают сельские поселения. Денежные средства направляются по результатам аукциона.

Согласно Приложению N 1 утвержденной Марьиным В.В. документации электронного аукциона (требования к поставляемому товару) качество товара должно соответствовать требованиям, указанным в "Техническом задании", соответствовать нормативным документам: Постановлению Правительства от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу"; санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.12.2645-10.

Согласно утвержденным Марьиным В.В. "Техническим заданиям" предметом аукциона являлось приобретение в 2015 году на территории Чажемтовского сельского поселения на первичном рынке жилья для обеспечения детей-сирот, а именно, шести вновь построенных квартир, соответствующих требованиям указанного Постановления Правительства от 28.01.2006 N 47 и требованиям СанПиН 2.12.2645-10, имеющих функциональные характеристики: жилая комната, кухня, электрическая проводка, печное, газовое или централизованное отопление в рабочем состоянии. Оборудование системами водоснабжения и водоотведения (при наличии).

Таким образом, судом правильно установлено, что объем требований, предъявляемый к квартирам для детей-сирот, был определен Марьиным В.В. в аукционной документации, в указанных "Технических заданиях" и был ему известен.

Согласно исследованным судом в этой части доказательствам победителем аукциона стал А., предложивший согласно представленным им на аукцион "Спецификациям" шесть квартир в доме по /__/ в /__/, с указанием в них на соответствие этих квартир заявленным в указанных "Технических заданиях" требованиям, включая соответствие квартир требованиям указанных Постановления Правительства от 28.01.2006 N 47, СанПиН 2.12.2645-10, на наличие в этих квартирах печного отопления в исправном (рабочем) состоянии.