ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 марта 2022 года Дело N 7-88/2022

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Михо Дениса Д.Н. на решение судьи Мордовского районного суда Тамбовской области от 17 января 2022 года, вынесенное в отношении акционерного общества Маслосырзавод "Новопокровский" (далее по тесту - АО Маслосырзавод "Новопокровский", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Михо Д.Н. N 04-249/2021 от 27 сентября 2021 года (далее - постановление должностного лица N 04-249/2021 от 27 сентября 2021 года) АО Маслосырзавод "Новопокровский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 275 000 рублей.

На указанное постановление генеральным директором АО Маслосырзавод "Новопокровский" Казаковой А.С. была подана жалоба в суд.

Решением судьи Мордовского районного суда Тамбовской области от 17 января 2022 года постановление должностного лица N 04-249/2021 27 сентября 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит данное решение судьи районного суда отменить и оставить вынесенное им постановление без изменения.

Указывает, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в предоставленных АО Маслосырзавод "Новопокровский" документах отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки N 2 - поля фильтрации, код объекта ***. На момент проведения проверки данный объект являлся объектом 2 категории, что подтверждается свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 07 сентября 2021 года, выданном на основании поступившего от общества заявления от 24 августа 2021 года.

Считает, что выводы судьи районного суда о том, что на момент проверки площадка N 2 - поля фильтрации относились к 3 категории и об ошибочности сведений, содержащихся в свидетельстве от 07 сентября 2021 года, не могут являться обоснованными.

Дальнейшее изменение категории объекта также проводилось по заявлению АО Маслосырзавод "Новопокровский" от 12 ноября 2021 года, то есть значительно позже проведенной проверки. В этой связи свидетельство от 26 ноября 2021 года, выданное на основании заявления общества, не может являться доказательством того, что с 7 сентября 2021 года по 20 сентября 2021 года площадка N 2 - поля фильтрации относилась к 3 категории.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании заявителем, выслушав генерального директора АО Маслосырзавод "Новопокровский" Казакову А.С., считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 3 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 31.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", кроме случаев, предусмотренных ст. 23.1 данного закона.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п. 7 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Такой порядок содержится в Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), пунктом 4 которых определено, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду I или II категории.

Пунктом 6 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлено, что при обосновании лимитов на размещение отходов для объектов негативного воздействия на окружающую среду I категории и массы или объемов размещаемых отходов для объектов негативного воздействия на окружающую среду II категории учитываются следующие сведения, включаемые в нормативы образования отходов и лимитов на их размещение: наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; имеющиеся технические возможности по обработке и (или) утилизации, и (или) обезвреживанию образующихся отходов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо посредством передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; наличие соответствующих установленным требованиям объектов размещения отходов, эксплуатируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них планируемого количества отходов каждого вида и класса опасности; количество планируемых к размещению отходов.

Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 07 сентября 2021 года по 20 сентября 2021 года в отношении АО Маслосырзавод "Новопокровский" проведена плановая выездная проверка на объектах негативного воздействия на окружающую среду: площадке N 1 - основное производство, код объекта: ***, II категория, категория риска - значительная (3) и площадке N 2 - поля фильтрации, код объекта: ***, II категория, категория риска - значительная (3), расположенных по адресу: ***.

В ходе проверки в представленных обществом документах отсутствовал проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки N 2 - поля фильтрации АО Маслосырзавод "Новопокровский", которая отнесена к объектам воздействия на окружающую среду II категории.

По результатам проверки должностными лицами сделан вывод о том, что общество осуществляло хозяйственную деятельность с нарушением пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пункта 4 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выразившихся в неисполнении обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО Маслосырзавод "Новопокровский" к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица N 04-249/2021 от 27 сентября 2021 года и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в действиях АО Маслосырзавод "Новопокровский" состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.

Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным.

Так, судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлено, что в ходе плановой выездной проверки должностными лицами Росприроднадзора не было установлено фактов образования на территории площадки N 2 - поля фильтрации отходов, поскольку у полей фильтрации иное назначение, они используются для сброса сточных вод.

В постановлении должностного лица не указано, какие именно сведения положены в основу вывода о возможности классификации полей фильтрации маслосырзавода как объекта размещения отходов, для которого необходимо разрабатывать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлять такой проект на утверждение в уполномоченный орган.

При этом, исходя из содержания указанного выше пункта 6 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение о том, что при обосновании лимитов на размещение отходов или объемов размещаемых отходов учитываются сведения о количестве планируемых к размещению отходов, обосновано принят во внимание довод заявителя о том, что, поскольку общество не планирует размещать отходы на полях фильтрации, посчитать количество отходов для включения в проект не представляется возможным.

Также судьей в ходе рассмотрения дела установлено, что в 2017 году управлением Росприроднадзора обществу было выдано два свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: N *** от 08 февраля 2017 года на объект - площадка N 1. ЗАО Маслосырзавод "Новопокровский". Местонахождение объекта: ***. Присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: ***, и II категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 96); N *** от 29 мая 2017 года на объект - площадка 1. Основное производство. Местонахождение объекта: Тамбовская ***. Присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: ***, и II категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 97).

Таким образом, изначально свидетельство, в котором было указано, что объект - площадка N 2 поля фильтрации относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду, обществу не выдавалось, а фактически было выдано два свидетельства с присвоением разных кодов объекта, на площадку N 1 - основное производство, при этом в свидетельстве N *** от 08 февраля 2017 года указан адрес производства - р.п. Мордово, на территории которого юридическое лицо производственную деятельность не осуществляет, в связи с чем судом приняты во внимание доводы заявителя о том, что нарушения, подобно рассматриваемому, в ходе ранее проводимых управлением Росприроднадзора проверок не выявлялись, и обществу не было известно о том, что поля фильтрации управление Росприроднадзора считает объектом II категории негативного воздействия на окружающую среду.

23 июня 2021 года АО Маслосырзавод "Новопокровский" было выдано свидетельство N *** об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в котором указано следующее: наименование объекта - АО Маслосырзавод "Новопокровский", место нахождения объекта: ***, код объекта ***П, II категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 98). В данном свидетельстве приведены в соответствие сведения по площадке N 1 - основное производство.

Свидетельство N 5048208 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, на площадку N 2, а фактически первое свидетельство на данный объект было выдано АО Маслосырзавод "Новопокровский" 07 сентября 2021 года, то есть в первый день проводимой управлением Росприроднадзора выездной проверки. В данном документе указано: наименование объекта - площадка N 2. Поля фильтрации, место нахождения объекта: Тамбовская область, Мордовский район, р.п. Новопокровка, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - ***-П, II категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 99). Таким образом, данным свидетельством площадке N 2 присвоен код объекта, который ранее в свидетельстве N BFQG0L4E от 29 мая 2017 года был присвоен площадке N 1 и автоматически перенесена из предыдущего свидетельства и присвоена площадке N 2 II категория негативного воздействия на окружающую среду.

В связи с изложенными обстоятельствами судья пришла к выводу, что площадка N 2 - поля фильтрации никогда не относилась ко II категории негативного воздействия на окружающую среду, что также следует из содержания нового свидетельства N *** об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выданного по заявлению юридического лица, в связи с выявленным несоответствием, в котором указано, что площадка N 2 - поля фильтрации, с кодом объекта 68-0168-000770-П, относится к III категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 101, 102). Доказательств обратного должностными лицами административного органа не представлено.

Поскольку обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению такого проекта на утверждение в уполномоченный орган для объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду законодательством Российской Федерации в рассматриваемый период времени установлена не была, отходы на полях фильтрации АО Мослосырзавод "Новопокровский" не размещались и их размещение на них не планировалось, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что указание должностного лица административного органа в постановлении о нарушении обществом обязательных требований законодательства в части неисполнения обязательств по разработке проекта образования отходов и лимитов на их размещение для площадки N 2 - поля фильтрации и направлению его в уполномоченный орган, сделан без непосредственного обнаружения факта нарушения требований законодательства со стороны АО Маслосырзавод "Новопокровский".

С учетом установленных обстоятельств, судья районного суда правильно исходила из того, что в данном случае в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Поводов не согласиться с выводами судьи не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

решение судьи Мордовского районного суда Тамбовской области от 17 января 2022 года, вынесенное в отношении АО Маслосырзавод "Новопокровский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Михо Д.Н. - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка