СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-4217/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Волковой Я.Ю.,

судей Зоновой А.Е.

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наврузовой А.П. к Министерству здравоохранения Свердловской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты

по апелляционной жалобе ответчика истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Соколова Д.Н. (доверенность N 12-4 от 10 января 2022 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Наврузова А.П. обратилась с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области (далее-Министерство) о взыскании единовременной компенсационной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", постановлением Правительства Свердловской области от 04 июля 2018 года N 432-ПП "Об утверждении Положения о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенных на территории Свердловской области".

В обоснование иска указала, что в соответствии с трудовым договором с 01апреля 2020 года состоит в трудоправовых отношениях с ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ" в г.Сухой Лог Свердловской области, где работает фельдшером скорой медицинской помощи. В мае 2020 года истец обратился к работодателю с просьбой о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В августе 2020 года в отделе кадров больницы истца уведомили о включении в список для получения вышеуказанной выплаты, в ноябре 2020 года она подписала договор, при этом были подготовлены все необходимые документы в целях реализации права на получение компенсации.

В начале декабря 2020 года она была проинформирована о том, что спорная выплата произведена не будет по причине недостаточности бюджетных средств. При личном обращении к ответчику данная информация была подтверждена, при этом предложено расторгнуть трудовые отношения с вышеуказанным медицинским учреждением и переехать в другую сельскую местность с целью получения меры социальной поддержки. 01 февраля 2021 года истец в письменном виде был информирован об отказе в предоставлении спорной выплаты.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Ответчик исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Ссылался на то, что условием для осуществления спорной выплаты является включение должности в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей). Программный реестр на 2020 год наименование должности "фельдшер скорой медицинской помощи" в ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ" не предусматривал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ" (работодатель) указал, что истец работает в больнице на основании трудового договора от 01 апреля 2020 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи. В начале ноября 2020 года между работодателем и истцом был подписан проект договора на предоставление спорной единовременной компенсационной выплаты, но в связи с тем, что у Наврузовой А.П. отсутствовало необходимое образование, 02 ноября 2020 года истец был направлен на учебу по переподготовке. После получения истцом диплома о переподготовке по специальности скорой и неотложной помощи, 22 декабря 2020 года ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ" направило полный пакет документов на оформление истцу единовременной компенсационной выплаты в Министерство. Поскольку должность истца нее была включена в программный реестр должностей, 23 декабря 2020 года третье лицо направило письмо в адрес Министерства о внесении изменений в приказ от 11 августа 2020 года N 1428-п. 11 февраля 2021 года в адрес больницы поступило письмо из Министерства об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по причине неполного предоставления документов, а также в связи с тем, что должность "фельдшер скорой медицинской помощи" не включена в программный реестр должностей.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11 ноября 2021 года исковые требования Наврузовой А.П. удовлетворены.

На Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность заключить с Наврузовой А.П. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и осуществить в установленном порядке единовременную компенсационную выплату в размере 500 000 руб. 00 коп.

С указанным решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе (дополнений к ней) просит об отмене оспариваемого решения суда, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылаясь на ч.ч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 июля 2010 года N 541 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" указывает на то, что истец на момент трудоустройства мог быть принят только на должность фельдшера. Дополнительное профессиональное образование по специальности "фельдшер скорой медицинской помощи" истец получил 22 декабря 2020 года, а до этого момента не имел право осуществлять медицинскую деятельность в отделении скорой медицинской помощи. Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год. На момент предоставления пакета документов в целях реализации права на предоставление единовременной компенсационной выплаты программный реестр должностей на 2020 год, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 11 августа 2020 года N 1428-п "Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2020 году ("Программный реестр должностей"), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Свердловской области от 11 декабря 2020 года N 2310-п и 26 декабря 2018 года N 2454-п, не содержал наименование должности "фельдшер скорой медицинской помощи" в позициях ГАУЗ СО "Сухоложская районная больница".

Третье лицо-ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ" в заседание судебной коллегии не явилось, извещено надлежащим образом, что следует из размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда.

С учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что Наврузовой А.П. 29 июня 2018 года ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения" выдан диплом о среднем профессиональном образовании, квалификация "фельдшер". Настоящий диплом свидетельствует о том, что истец освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию по специальности 31.02.01 "Лечебное дело" (л.д. 18).

В соответствии с трудовым договором от 01 апреля 2020 года истец принят на работу в ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ" на должность фельдшера скорой медицинской помощи на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно решению ответчика (оформленного в виде письма) от 01 февраля 2011 года N 03-05-04/36 истцу отказано в удовлетворении заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Свое решение Министерство обосновало тем, что в представленных истцом документах отсутствует заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по установленной форме, копия трудового договора, копия документа, удостоверяющего личность, копии документов об образовании и квалификации, копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сведения об укомплектованности штатных должностей. Одновременно сообщено, что в программный реестр должностей не включена должность "фельдшер скорой медицинской помощи ГАУЗ СО "Сухоложская ЦРБ"

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в рамках которой на условиях софинансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.человек предоставляются единовременные компенсационные выплаты.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 7 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Правил).

В целях укомплектования медицинских организаций Свердловской области медицинскими кадрами и привлечения специалистов в сельские населенные пункты, повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению, реализации положений ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" Правительством Свердловской области принято Постановление от 30 июля 2020 года N 508-ПП, которым утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области (прилагается).

В силу п. 2 Порядка единовременная компенсационная выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или Управлению здравоохранения Администрации города Екатеринбурга, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации, в размере: 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа (за исключением указанных в подпункте 1 настоящего пункта), либо города с населением до 50 тысяч человек.

Выплата предоставляется однократно на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку, заключенного между медицинским работником, медицинской организацией и Министерством (пункт 4).

Согласно материалам дела, действительно, должность, занимаемая истцом, в программном реестре должностей на 2020 год, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 11 августа 2020 года N 1428-п (с изменениями, внесенными приказами от 11 декабря 2020 года N 2310 и 26 декабря 2020 года N 245-п), не поименована.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, то обстоятельство, что должность, занимаемая истцом, не включена в программный реестр должностей, не может быть обстоятельством для отказа истцу в выплате.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что на момент принятия истца на работу (01 апреля 2020 года) указанный реестр утвержден не был, он утвержден в установленном законом порядке 11 августа 2020 года, а потому занимаемая истцом должность на момент его принятия вакантной являться не могла.

Судебная коллегия учитывает, что данный реестр, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 11 августа 2020 года (с последующими изменениями и дополнениями) является нормативным правовым актом, содержащим нормы права (рассчитанные на многократное применение обязательные правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта) - ст. 2 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", не может быть отнесен к ненормативному (индивидуальному) правовому акту, содержащему индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам), а потому подлежал официальному опубликованию в "Областной газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), что следует из требований ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 96 названного Областного закона.

Данных об опубликовании названных приказов суду не представлено, на указанных сайтах информации об этих приказах Министерства здравоохранения Свердловской области нет.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Поскольку ответчик ссылается на отсутствие у истца права на выплату компенсации именно в связи с реестром должностей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Свердловской области, этот документ как устанавливающий право неопределенного круга лиц должен был быть опубликован, ответчик обязан был представить доказательства публикации нормативного акта (приказа органа государственной власти области).

По приведенным мотивам ссылка ответчика на программный перечень должностей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Свердловской области, не может быть признана обоснованной.

Доводы автора жалобы о том, что истец на момент трудоустройства мог быть принят только на должность фельдшера, дополнительное профессиональное образование по специальности "фельдшер скорой медицинской помощи" истец получил 22 декабря 2020 года, а до этого момента не имел право осуществлять медицинскую деятельность в отделении скорой медицинской помощи исследовались в судебной заседании судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. С оценкой суда в указанной части судебная коллегия соглашается, учитывая, что дополнительное профессиональное образование по специальности "фельдшер скорой медицинской помощи" истец получил в год трудоустройства и обращения за спорной выплатой -22 декабря 2020 года.

Одновременно коллегия учитывает, что основной целью установления спорной компенсации является привлечение медицинских работников в города с населением до 50 тысяч человек, обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в указанный населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий Волкова Я.Ю.

Судья Зонова А.Е.

Судья Редозубова Т.Л.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка