СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-3837/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Юрченко Т.В., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Васильевой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева Дениса Сергеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области, третье лицо - ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России, о признании незаконным решения о приостановлении и прекращении выплаты страховой пенсии и ЕДВ по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2021г.

Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия

установила:

Токарев Д.С. обратился в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по РО, третье лицо - ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты, обязании восстановить выплату страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты, указав в обоснование заявленных исковых требований, что ему прекращена выплата страховой пенсии по инвалидности и единовременной денежной выплаты (ЕДВ). Основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности и единовременной денежной выплаты послужил ответ филиала N 30 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы", в соответствии с которым при проверке архивов не были обнаружены данные о прохождении истцом медико-социальной экспертизы.

С указанным решением истец не согласен, полагает, что ему в установленном порядке была выдана справка об инвалидности ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области". До прекращения выплаты страховой пенсии и ЕДВ истец получал социальные выплаты в связи с признанием его инвалидом. Для получения выплат Токареву Д.С. в соответствии с требованиями пенсионного органа, было предоставлено заявление и все необходимые документы, вследствие чего пенсионным органом было принято решение о назначении страховой пенсии по инвалидности.

При этом, справку о признании истца инвалидом, выданную ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", никто недействительной не признавал, что подтверждает правильность ранее принятого решения ГУОПФ РФ по РО о назначения страховой пенсии.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец считает прекращение выплаты страховой пенсии на основании п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ЕДВ незаконным.

Истец просил суд признать незаконным решение ГУ ОПФР по РО о прекращении выплаты страховой пенсии и ЕДВ, обязать ответчика восстановить выплату страховой пенсии и ЕДВ с момента прекращения.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2021г. исковые требования Токарева Д.С. удовлетворены. Суд признал незаконным решение ГУ ОПФР по РО о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты Токареву Д.С. с 01.01.2019г.

Суд обязал ГУ ОПФР по РО возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты Токареву Д.С. с 01.01.2019г.

Не согласившись с указанным решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой, повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковое заявление истца, заявитель жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

В соответствии с информацией ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России от 22.02.2019г. исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию истца в ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования истца также отсутствуют.

Информация ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России свидетельствует о не проведении в отношении истца медико-социальной экспертизы в Бюро N 30 филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" и незаконности установления ему группы инвалидности.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции, вопреки его пояснениям о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" по факту незаконной выдачи справок МСЭ, неверно пришел к выводу о том, что пенсионный орган не проверил поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, об отсутствии у гражданина инвалидности, не установил, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном порядке решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности.

Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что в производстве Гуковского городского суда Ростовской области находится гражданское дело N 2-1241/2021 по иску ГУ ОПФР по РО к Токареву Д.С., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования. Полагает, что отказ в удовлетворении ходатайства пенсионного органа о приостановлении производства по настоящему делу до вступления решения Гуковского городского суда Ростовской области по гражданскому делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в законную силу нарушает права пенсионного органа.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ в отсутствие истца, представителя третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (Правила), которые определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.10.2012г. N 310н (зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2012г. N 26297, утратил силу 13.06.2021г. в связи с изданием приказа Минтруда России от 30.12.2020г. N 979н).

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность, как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст.8 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").

В соответствии с п. 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п.6 данных Правил наличие одного из указанных в п.5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пп. 15 - 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или реабилитационных мероприятий.

Согласно п.5 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019г. N 585, выделяются четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: 1 степень - стойкие незначительные нарушения, 2 степень -стойкие умеренные нарушения, 3 степень -стойкие выраженные нарушения, 4 степень - стойкие значительно выраженные нарушения.

При этом для установления I, II и III групп инвалидности необходимо наличие нарушения здоровья человека с, соответственно, стойким значительно выраженным расстройством функций организма, стойким выраженным расстройством функций организма и стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящего к ограничению одной из предусмотренных категорий жизнедеятельности или их сочетанию (пункты 11, 12, 13).

Критерием для определения второй группы инвалидности являлось нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Согласно п. 8 Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019г. N 585, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев). При этом критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным п. 8 настоящих Классификаций и критериев (п. 9).

Исходя из Правил признания лица инвалидом, медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (п. 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п. 15); медико-социальная экспертиза проводится, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п.25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п.28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (п. 36).

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что 08.04.2015г. истцу Бюро N 30 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" была выдана справка МСЭ-2014 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об установлении второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, что на основании указанной справки и иных предоставленных истцом ответчику документов, Токареву Д.С. была назначена и выплачивалась ответчиком пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Решениями ОПФР по Ростовской области от 26.03.2019 г. с 26.03.2019 выплата страховой пенсии и ЕДВ истцу прекращена на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", прекращение выплаты накопительной пенсии производится в случае: утраты застрахованным лицом права на назначенную накопительную пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы.

Действующий на момент возникновения спорных правоотношений, п. 29 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минтруда России от 07.04.2017г. N 339н (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2017г. N 46846, утратил силу с 01.01.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 27.07.2021г. N 512н.) устанавливал, что выплата федеральной социальной доплаты к пенсии прекращается: 1) одновременно с прекращением выплаты соответствующей пенсии; 2) по заявлению гражданина об отказе от получения федеральной социальной доплаты.

Таким образом, законодатель связывает прекращение выплаты страховой пенсии по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исключительно с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию.

Между тем, материалами дела утрата истцом права на назначенную страховую пенсию не подтверждена. Ответчиком также не представлено относимых и допустимых доказательств утраты истцом права на страховую пенсию по инвалидности и ЕДВ.

Из справки об инвалидности МСЭ-2014 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что инвалидность истцу установлена бессрочно, то есть срок признания лица инвалидом не истек.

Справка МСЭ-2014 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданная Бюро N 30 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" 08.04.2015г., на основании которой истцу производились выплаты пенсии и ЕДВ, именно на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции в установленном законом порядке недействительной не признана.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что правомерность установления Бюро N 30 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" 08.04.2015г. Токареву Д.С. инвалидности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы бессрочно в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная названным учреждением медико-социальной экспертизы, недействительной не признана, следовательно, не опровергнут и факт того, что Токарев Д.С. является инвалидом, что дает право на получение страховой пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона "О страховых пенсиях". Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений о наличии у Токарева Д.С. инвалидности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН группы, установленной 08.04.2015г. бессрочно, в силу приведенного правового регулирования основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности не является.