СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-4535/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Юрченко Т.В., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Васильевой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юпатовой Оксаны Сергеевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца по апелляционной жалобе Юпатовой Оксаны Сергеевны на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 ноября 2021г.

Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия

установила:

Юпатова О.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области о признании незаконным отказ в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, указав в обоснование требований, что 27.05.2021г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.06.2021г. истцу было отказано в удовлетворении ее заявления и назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием супружеской связи с ФИО8

Истец полагая, что является нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца и имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца, просила суд признать незаконным решение от 09.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе истцу в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с 19.05.2021г.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 ноября 2021г. в удовлетворении исковых требований Юпатовой О.С. отказано.

В апелляционной жалобе Юпатова О.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что наличие новых брачных отношений не является основанием для отказа в выплате страховой пенсии по потере кормильца.

На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца статус "индивидуальный предприниматель" она уже не имела. Трудовая деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ею не велась, доходы не получала, была занята уходом за детьми.

Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в материалы дела поданы возражения, в которых ответчик просит об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы Юпатовой О.С.

Юпатова О.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, в адрес которой направлялось уведомление о дате и времени рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции по адресу, указанному в материалах дела, однако, почтовая корреспонденция была возвращена в суд с отметкой: "истек срок хранения", что подтверждается отчетом об отслеживании отправления "Почты России".

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

В силу положений п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 234 от 31.07.2014г., и ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат, следует считать надлежащим извещением о рассмотрении дела.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания считать Юпатову О.С. надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Юпатовой О.С., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, возражений, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы возражений, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец заключила брак с ФИО9 (свидетельство о заключении брака НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.), который ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. умер, что подтверждается свидетельством о смерти НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.02.2017г.

17.02.2017г. истец обратилась в ГУ УПФР в Куйбышевском районе г.Новокузнецка с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты (ФСД).

На основании решения ГУ УПФР в Куйбышевском районе г.Новокузнецка от 02.03.2017г., истцу была назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца с 15.02.2017г.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истец заключила брак с ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

20.02.2021г. истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

01.03.2021г. Центром ПФР по Ростовской области вынесено решение о прекращении выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с трудоустройством истца.

18.05.2021г. в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности Юпатовой Ю.С. в качестве индивидуального предпринимателя.

27.05.2021г. Юпатова О.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.06.2021г. истцу было отказано в удовлетворении ее заявления и назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием супружеской связи с ФИО11

Истец полагая, что является нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца ФИО8 и имеет право на назначение ей страховой пенсии по случаю потери кормильца, обратилась в суд.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку на момент последнего обращения, то есть с 27.05.2021г. заявитель состояла в брачных отношениях с ФИО6, а выплата ранее назначенной пенсии по случаю потери кормильца ФИО9 была прекращена в связи с трудоустройством истца, суд пришел к выводу, что решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Ростовской области об отказе Юпатовой Ю.С. в установлении (выплате) пенсии по случаю потери кормильца НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.06.2021г. является законным и отмене не подлежит.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, выводы суда не противоречат действующему законодательству, регулирующему порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца, подтверждаются материалами настоящего дела и истцом не опровергнуты.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца признается в том числе, супруга умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если она занята уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет и не работает (п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ).

Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию по случаю потери кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию и включает в себя лиц, личные и имущественные отношения между которыми неразрывно связаны с состоянием в браке или родстве.

Кроме того законодателем определена совокупность условий для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца супруге, одним из которых является отсутствие работы.

Из материалов дела следует, что истцу была прекращена выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца ФИО8, а не приостановлена, о возобновлении которой истец указывает в апелляционной жалобе, по причине поступления на работу, тогда как поступление на работу лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ, к которым относится Юпатова О.С.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на дату обращения с заявлением 27.05.2021г. к ответчику Юпатова О.С. не являлась ни супругой, ни членом семьи умершего ФИО8, в связи с чем, не относится к числу лиц, указанных в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, оснований для назначения страховой пенсии по случаю кормильца не имелось.

То обстоятельство, что на момент обращения в орган пенсионного обеспечения 27.05.2021г. она не являлась индивидуальным предпринимателем, а также ссылки на отсутствие дохода в период осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, в данном случае правового значения не имеют, поскольку истец состоит в браке с ФИО6, супругой которого на момент обращения к ответчику и являлась.

Ссылку истца на то, что наличие новых брачных отношений не является основанием для отказа в выплате страховой пенсии по потере кормильца, судебная коллегия полагает несостоятельной.

Согласно ч.7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Из материалов дела следует, что после вступления истца в Брак с ФИО6 06.07.2019г., страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга была сохранена, выплата прекращена с 01.03.2021г. в связи с трудоустройством Юпатовой О.С., а не по причине вступления в брак.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 ноября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Юпатовой Оксаны Сергеевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.03.2022г.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка