СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2022 года Дело N 33-625/2022
г.Рязань
16 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Туровой М.В.,
при секретаре Русановой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Рязанской области на решение Советского районного суда г.Рязани от 29 ноября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов).
Возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность за счёт средств бюджета Рязанской области обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения медицинскими изделиями - ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя ФИО2 - ФИО7, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Рязанской области о признании права на бесплатное обеспечение ланцетами.
В обоснование иска истец указал, что её дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает <скрыто>, находится на помповой инсулинотерапии.
Согласно назначениям врачей она должна ежедневно не менее шести раз производить контроль гликемии, для проведения которого используется глюкометр.
Работа глюкометра предполагает использование таких одноразовых медицинских изделий как тест - полоски и ланцеты (наконечники к ручке - скарификатору). Следовательно, работа глюкометра без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий не позволяет производить самоконтроль <скрыто> и установления состояний, представляющих угрозу жизни и здоровью её ребенка.
В настоящее время им предоставляются только тест - полоски для глюкометра, однако ланцетами ребенок не обеспечен.
Истец обращался в Министерство здравоохранения Рязанской области, в котором просил обеспечить несовершеннолетнего ребенка наконечниками для ручек - скарификаторов (ланцетами).
Письмом ответчика от 27.04.2021г. в обеспечении указанными расходными материалами отказано.
Данный отказ истец считает незаконным.
Истец ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, просила суд признать за её дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов); возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность за счёт средств бюджета Рязанской области обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями - ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Рязанской области просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение положений ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ и нецелевое использование бюджетных средств.
В письменных возражениях ФИО2, полагая решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить в силе решение районного суда.
В суд апелляционной инстанции не явились: истец ФИО2, представитель Министерства здравоохранения Рязанской области, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании ч.3 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца ФИО8 в суде апелляционной инстанции полагал, что доводы апелляционной жалобы ответчика являются не состоятельными и просил решение суда оставить без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, и инвалидность установлена ей на срок до 27.04.2029г. согласно справке N, выданной Бюро N филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Рязанской области" 05.12.2019г.
С 2013 года ФИО1 страдает <скрыто>, неоднократно проходила стационарное лечение в ГБУ РО "Областная детская клиническая больница имени <скрыто>" в периоды с 17.03.2014г. по 02.04.2014г., с 16.03.2015г. по 27.03.2015г., с 20.05.2015г. по 29.05.2015г., откуда была направлена для госпитализации в ФГБУ ЭНЦ <адрес> для уточнения дальнейшей тактики лечения. Наблюдается ежегодно в ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни N ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, где ФИО1 находилась на стационарном обследовании в период с 28.04.2021г. по 05.05.2021г., ей был установлен клинический диагноз: <скрыто>.
Несовершеннолетняя ФИО1 с июня 2015г. находится на помповой инсулинотерапии. В последнюю госпитализацию переведена на помповую инсулинотерапию: помпа Medtronic Mini Med (MMT-1751), инсулин Аппарт в рамках ВМП. По результатам проведенного обследования ФИО1 рекомендовано самоконтроль гликемии не менее 6 раз в день с ведением дневника самоконтроля.
Для проведения контроля используется глюкометр, работа которого предполагает использование одноразовых медицинских изделий: тест-полоски и ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору).
Тест-полоски предоставляются истцу, вместе с тем ланцетами ее дочь не обеспечивается. На письменное заявление об их предоставлении ответчик ответил отказом.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из конституционного права граждан на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ) и права на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции РФ), в связи с чем правильно указал, что здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона N 323-ФЗ граждане имеют право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона N 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Приложением N 1 к категориям населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, отнесены дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения для указанной категории лиц указаны все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям). При этом к категории заболевания "диабет" отнесены все лекарственные средства, этиловый спирт (100г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018г. N 3053-р. В указанный перечень включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручки, инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020г. N 2299, устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно (к числу которых относятся болезни эндокринной системы), категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области N 90 от 09.06.2008г., Министерство здравоохранения Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.12.2020г. N 386 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Приложением N 3 к указанной территориальной программе утвержден "Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниями в соответствии со стандартами медицинской помощи с учётом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания (по желанию пациента)", в соответствии с которым назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания граждане обращаются в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь (далее - медицинская организация).
Медицинские организации определяют потребность прикрепленного населения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и специализированных продуктах лечебного питания для лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, а также размещают на информационных стендах информацию об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение по назначению врача.
В свою очередь Министерство здравоохранения Рязанской области осуществляет закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания; координирует деятельность медицинских и аптечных организаций в сфере лекарственного обеспечения граждан; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, закупленными по государственным контрактам; информирует медицинские организации об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с заключенными государственными контрактами.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что ланцеты не включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890, и в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р.