ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 12-60/2022

21 марта 2022 года гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Абрамовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Антипова Александра Валентиновича на постановление судьи Бежаницкого районного суда Псковской области от 21 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Антипова А.В., <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>

установил:

постановлением судьи Бежаницкого районного суда Псковской области от 21 января 2022 года Антипов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, Антипов А.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления и прекращении производства по делу. Полагает, что обязанность по ношению масок действующим законодательством не предусмотрена. Ссылается на подпункт "в" пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, который, по его мнению, обязывает органы государственной власти обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты при ведении режима повышенной готовности, что не выполнено. Обращает внимание, что ГОСТ 12.4.011-89 к средствам защиты органов дыхания маски не отнесены, то есть они не защищают органы дыхания, поэтому требование о ношении масок незаконно.

Помимо того, указывает, что на дату совершения административного правонарушения он был здоров, никакие документы, ограничивающие его передвижение, ему не выдавались, общественной опасности он не представлял.

В судебном заседании Антипов А.В. при надлежащем извещении, подтвержденном почтовым уведомлением о вручении с идентификатором <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), участия не принял, сведений о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения не просил.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший УУП МО МВД России "Бежаницкий" Марков И.В., при надлежащем извещении, подтвержденном почтовым уведомлением с идентификатором отправления <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), в судебное заседание также не явился.

При отсутствии обстоятельств, исключающих рассмотрение дела в отсутствие названных лиц, дело рассмотрено без их участия.

Проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения постановления не нахожу.

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).

Подпунктами "б", "в" пункта 3, подпунктами "в", "г" пункта 4 Правил закреплено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Кроме того, в соответствии подпунктами "а", "м", "у" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт "м"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у").

Подпунктом 10.2 пункта 1 статьи 12 Закона Псковской области от 4 мая 2008 года N 762-оз "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям Администрации области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера относится введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы; подпунктом 3 пункта 1.1 названной статьи к полномочиям Губернатора отнесено установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом 10.2 пункта 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Распоряжением Администрации Псковской области от 5 марта 2020 года N 133-р с 5 марта 2020 года в целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введен режим повышенной готовности Псковской областной - территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года N 30-УГ "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - указ N 30-УГ) на территории Псковской области введены ограничительные мероприятия (карантин) (нормы указа в редакции, действовавшей на 18 декабря 2021 года).

Подпунктом "е" подпункта 4 пункта 2 указа 30-УГ установлена обязанность граждан на период действия ограничительных мероприятий носить одноразовые маски, или многоразовые маски, или респираторы для защиты органов дыхания в общественном транспорте (в том числе в легковом такси), в местах приобретения товаров (в том числе на территориях рынков, ярмарок, торговых центров, торгово-развлекательных центров), в местах выполнения работ, оказания услуг (в том числе в спортивно-развлекательных центрах, объектах предприятий общественного питания, за исключением времени приема пищи), в лифте, на работе (при одновременном нахождении в помещении более одного гражданина), в иных общественных местах (в случае невозможности соблюдения социальной дистанции до других граждан, предусмотренной подпунктом "а" настоящего подпункта), за исключением случаев, когда настоящим указом, актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации разрешено нахождение граждан в общественном месте без масок.

Согласно пункту 24.1 указа N 30-УГ пунктами 2, 3, 3.1, 3.2, 7, 7.2, 7.3 настоящего указа установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения на территории Псковской области при введенном в Псковской области режиме повышенной готовности, за исключением случаев, когда указанные пункты содержат положения рекомендательного характера.

Абзацем 5 статьи 19 Закона N 68-ФЗ закреплена обязанность граждан Российской Федерации выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Из дела следует, что 18 декабря 2021 года в 11 часов 11 минут Антипов А.В. находился в помещении отделения почтовой связи АО "Почта России", расположенном по адресу: <данные изъяты>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовой или многоразовой маски либо респиратора), тем самым, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности, установленные подпунктом "е" подпункта 4 пункта 2 указа N 30-УГ.

Действия Антипова А.В. квалифицированы судьей Бежаницкого районного суда по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина Антипова А.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении N <данные изъяты> от 18 декабря 2021 года (л.д. <данные изъяты>), рапортом старшего УУП МО МВД России "Бежаницкий" Маркова И.В. (л.д.<данные изъяты> объяснением Антипова А.В., подтвердившего фактические обстоятельства, изложенные в протоколе (л.д.<данные изъяты>).

Согласно положениям статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки приведенным в жалобе доводам, в постановлении судьи Бежаницкого районного суда деяние Антипова А.В. получило верную оценку исходя из положений Закона N 68-ФЗ и нормативных положений обязательного характера указа N 30-УГ, принятого высшим должностным лицом Псковской области в пределах предоставленных полномочий.

Доводы заявителя о том, что обязанность по использованию средств индивидуальной защиты не установлена законодательством Российской Федерации, не основана на нормах закона, поскольку данная обязанность возложена на граждан нормативным актом субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и Закона N 68-ФЗ в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайной ситуации.

Вопреки доводам Антипова А.В. относительно необеспечения граждан средствами индивидуальной защиты органов дыхания Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, не предусматривают обязательного обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными организациями граждан средствами индивидуальной защиты при введении режима повышенной готовности.

Доводы о том, что гигиенические маски не являются средством индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", подлежат отклонению, поскольку указанный ГОСТ распространяется на средства защиты работников от действия опасных и вредных производственных факторов, а не инфекций.

Утверждения подателя жалобы о том, что он был здоров, не создавал какой-либо опасности для окружающих, иных лиц возле него не было, не являются основанием для его освобождения от административной ответственности, поскольку обязанность граждан по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания в местах оказания услуг (приобретения товаров) сформулирована в указе N 30-УГ без каких-либо исключений.

Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения Антипова А.В. от административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ с признанием совершенного административного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае не имеется.

Срок давности и порядок привлечения Антипова А.В. к административной ответственности не нарушены.

Несогласие Антипова А.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей районного суда допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление по делу об административном правонарушении соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены не имеется.

Административное наказание назначено Антипову А.В. в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, чрезмерно суровым не является.

Обстоятельств, которые, в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене или изменению постановления судьи районного суда, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Бежаницкого районного суда Псковской области от 21 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Антипова А.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка