СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33-1742/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полшковой Н.В.,

судей Наливкиной Е.А., Наумовой Е.А.,

при секретаре Лихтиной А.И.

с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Филипповской О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Орска Оренбургской области в интересах Кузнецовой Марии Вячеславовны к администрации г.Орска Оренбургской области о предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе администрации г.Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., заключение прокурора Филипповской О.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г.Орска Оренбургской области обратился в суд в интересах Кузнецовой М.В. с названным иском, указав, что Кузнецова М.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении по этой категории лиц, своего жилья не имеет.

Просил суд обязать администрацию г.Орска Оренбургской области предоставить Кузнецовой М.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями ЖК РФ и Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 ноября 2021 года исковые требования прокурора в интересах Кузнецовой М.В. удовлетворены.

Суд обязал администрацию г.Орска Оренбургской области предоставить Кузнецовой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области в пределах г.Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.

В апелляционной жалобе администрация г.Орска Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Кузнецова М.В., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (***).

С 24 января 2018 года Кузнецова М.В. состоит на учете в администрации г.Орска Оренбургской области в качестве нуждающейся в получении жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".

В 2020 году Кузнецова М.В. окончила обучение в ГАПОУ "Торгово-технологический техникум" г.Орска Оренбургской области.

Кузнецова М.В. является долевым сособственником квартиры по адресу: (адрес) размером доли 1/15, тогда как площадь жилого помещения - 47,7 кв.м, а также квартиры по адресу: (адрес), доля в праве - 1/15, площадь жилого помещения - 48,7 кв.м.

Удовлетворяя исковые требования прокурора об обеспечении Кузнецовой М.В. жилым помещением, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.Согласно п.9 ст.8 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), по смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В пункте 4 названного Обзора прямо указано, что дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27 апреля 2005 года N 547 учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в значении - 12 кв.м на одного человека.

Как указано выше, на долю Кузнецовой М.В. приходится площадь в жилых помещениях, долевым сособственником которых она является, менее учетной нормы, что исключает возможность полагать, что Кузнецова М.В. обеспечена жильем и ей не может быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилья.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что решением суда нарушаются права других детей-сирот, в отношении которых решения судами были приняты ранее, а также о том, что законом не предусмотрено внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются несостоятельными, поскольку сводятся к неверному пониманию норм материального права.

Установление какой-либо очередности предоставления жилого помещения Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено.

Ни ст.8 названного Федерального закона, ни иные нормативно-правовые акты не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) разъяснено, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Формирование списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В законе отсутствует указание на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Отсутствие необходимых и достаточных финансовых средств у ответчика не может влиять на возможность реализации предусмотренного законом права истца на получение жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания Кузнецовой М.В. в жилом помещении, которое она в настоящее время занимает, является несостоятельным, сводится к неверному пониманию названных выше положений закона. Кузнецову М.В. нельзя считать обеспеченной жилым помещением.

Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающих решение суда, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орска Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка