ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2022 года Дело N 33-2337/2022
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
при секретаре Гришине К.В.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании частную жалобу администрации г. Орска на определение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 августа 2021 года об отказе в удовлетворении заявления администрации г. Орска об отсрочке исполнения решения Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 мая 2020 года,
установил:
решением Октябрьского районного суда г. Орска от 20.05.2020 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18.08.2020 года, определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2021 года, на администрацию г. Орска возложена обязанность благоустроить территорию кадастрового квартала N в районе земельных участков с кадастровыми номерами N объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанных земельных участков возможность технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения.
Решение суда вступило в законную силу 18.08.2020 года. На основании выданного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области 13.07.2021 года возбуждено исполнительное производство N 59884/21/56003-ИП в отношении должника администрации г. Орска.
Администрации г. Орска обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 20.05.2020 года, ссылаясь на невозможность его исполнения в установленный для добровольного выполнения требований исполнительного документа пятидневный срок, поскольку в соответствии с региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и иных организаций Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 01.12.2020 года N 1006-пп в план мероприятий и ожидаемых результатов реализации программы на 2025 год заложены мероприятия по строительству распределительного газопровода в микрорайоне XIV-C г. Орска, в том числе земельных участков, указанных в решении суда. Кроме того, с целью гарантированного обеспечения водоснабжения имеющихся районов застройки и возможности подключения новых жилых районов необходимо провести реконструкцию первого северного водопровода. В настоящее время заключен муниципальный контракт на разработку проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция северного водопровода от НС-II подъема до НС N 3 г. Орска Оренбургской области" со сроком действия контракта до 01.07.2021 года. В 2021 году министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области отбор для предоставления в 2021 году субсидий бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на со финансирование капитальных вложений в объекты инженерной инфраструктуры (проектно-изыскательские работы), в том числе к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям.
Заявитель просил отсрочить исполнение решения Октябрьского районного суда г. Орска от 20.05.2020 года до 31.12.2025 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31.08.2021 года в удовлетворении заявления администрации г. Орска об отсрочке исполнения решения Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20.05.2020 года отказано.
В частной жалобе администрация г. Орска ставит вопрос об отмене определения Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31.08.2021 года как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в частной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10. 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В то же время статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений других органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
По смыслу приведенных выше норм права и разъяснений высшей судебной инстанции решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации г. Орска, об отсрочке исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено относимых и допустимых доказательств невозможности исполнения обязательств по осуществлению мероприятий по благоустройству территории кадастрового квартала N районе земельных участков с кадастровыми номерами N объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанных земельных участков возможность технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения и возможности исполнитель судебное решение в истребимый заявителем срок, и пришел к выводу о том, что предоставление отсрочки в данном случае повлечет существенное нарушение прав и законных интересов взыскателей - многодетных семей, которые находятся в наиболее уязвимом социальном положении.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении правовых норм, регулирующих разрешение заявлений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.
Затруднительность исполнения судебного акта ввиду невозможности единовременно исполнить решение суда вследствие недостаточности свободных бюджетных средств на указанные цели не является достаточным основанием для предоставления отсрочки по смыслу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у администрации Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области тяжелого финансового положения, отсутствия собственных денежных средств для исполнения судебного решения в материалы дела не представлены.
Отсрочка должна быть фактически мерой обеспечения исполнения судебного акта, а не предоставлением должнику немотивированной возможности не исполнять решение суда.
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки судебного акта, должник должен представить доказательства наличия гарантии исполнения судебного акта по истечении запрашиваемого периода отсрочки.
Доказательств того, что к указанному сроку, на который заявитель просит отсрочить судебный акт, решение суда будет исполнено в будущем без ущерба для истцов и с минимально возможными последствиями для них, суду не предоставлены.
Таким образом, должник доказательств, подтверждающих финансовую несостоятельность для исполнения судебного акта, а также принятие им в связи с этим достаточных мер в целях изменения своего имущественного положения, изыскания денежных средств, необходимых ему для исполнения судебного акта, не представил.
Все приведенные администрацией доводы в обоснование заявленного ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не могут быть отнесены к обстоятельствам, затрудняющим исполнение судебного постановления.
Кроме того, отсрочка исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах выступил прокурор, поскольку будет отдалять реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан.
С учетом изложенного, вынесенное судом определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права при его вынесении не допущено, оснований к отмене определения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 31 августа 2021 года оставить без изменения, частную жалобу администрации г. Орска без удовлетворения.
Председательствующий судья
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка