ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2022 года Дело N 3а-548/2022

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кужабаева М.Д.,

при секретаре Червонной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаронова П.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, правительству Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области", Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Шаронов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес); категория земель: земли населенных пунктов.

Кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 2 793 047,19 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2021 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 499 485 рублей.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение размера налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Административный истец Шаронов П.В., представители административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по Оренбургской области, ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области", представитель заинтересованного лица администрации МО г. Оренбург извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

От Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, поступили отзывы на исковое заявление, в которых административные ответчики просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. От заинтересованного лица Шаронова А.В. поступило ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска Шаронова П.В. не возражает.

На основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определилрассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно отзывам Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2022 года, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п. Указанное постановление принято в соответствии с законодательством РФ, никем не оспорено и не отменено, поэтому подлежит применению на всей территории Оренбургской области и его действие распространяется на всех граждан и юридических лиц, в связи с чем возражают против удовлетворения административных исковых требований.

Управление Росреестра по Оренбургской области в отзыве от28.02.2022 г. не возражает против удовлетворения административного искового заявления Шаронова П.П.

Исследовав материалы дела, учитывая мнения административных ответчиков, изложенных в отзывах на иск, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 65, 66), Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - ФЗ "О государственной кадастровой оценке") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 22 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 245 КАС РФ.

Постановлением правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года N 858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2020 года.

Из материалов дела следует, что Шаронов П.В. является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес); категория земель: земли населенных пунктов.

Согласно выписке из ЕГРН от 28 января 2022 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 2 793 047,19 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным, гражданским и налоговым законодательством в Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение своих доводов истцом к административному исковому заявлению приложен отчет N от 28 января 2022 года, выполненный оценщиком ФИО8 ФИО5, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 499 485 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлены, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен оценщиком, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 9 февраля 2022 года.

В силу п.5 ч. 2 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является для органа регистрации права основанием внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Шаронова П.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес); категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 499 485 рублей.

Датой подачи заявления считать 9 февраля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кужабаев М.Д.

Мотивированное решение составлено 23 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка