СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2022 года Дело N 33-2329/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Устьянцевой С.А., Раковского В.В.,
при секретаре Гришине К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Баландина А.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску Баландина А.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя истца Баландина А.В. - Мельниковой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области Кожемякиной О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Баландин А.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, указав, что 06.05.2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Решением УПФР в г. Оренбурге от 11.08.2021 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 06 лет 03 месяца 14 дней.
Истец просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Оренбурге от 11.08.2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать пенсионный орган включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 16.07.1992 года по 24.06.1993 года - мастер СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой"; с 25.06.1993 года по 01.10.1994 года - прораб СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой"; со 02.10.1994 года по 16.04.1998 года - прораб ТОО "Строительный поток N 3"; с 20.04.1998 года по 03.07.2000 года - прораб ООО "Декорстрой"; с 01.01.2006 года по 28.02.2006 года - каменщик РСУ N 2 Управления "Оренбурггазремонт" ООО "Оренбурггазпром"; с 01.03.2006 года по 30.04.2006 года - мастер РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз"; с 05.09.2006 года по 31.12.2006 года- мастер строительных и монтажных работ РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз" и назначить досрочную страховую пению по старости с 28.05.2021 года.
Определением суда от 28.10.2021 года произведена замена ответчика УПФР в г. Оренбурге на его правопреемника - Государственное Учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27.12.2021 года исковые требования Баландина А.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворены частично. Суд постановил: признать незаконным решение УПФР в г. Оренбурге от 11.08.2021 года в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды с 20.04.1998 года по 30.06.2000 года - производитель работ в ООО "Декорстрой"; с 01.03.2006 года по 30.04.2006 года - мастер Ремонтно-строительного управления N 2 филиала "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз". Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды с 20.04.1998 года по 30.06.2000 года - производитель работ в ООО "Декорстрой"; с 01.03.2006 года по 30.04.2006 года - мастер Ремонтно-строительного управления N 2 филиала "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз". В удовлетворении остальной части требований Баландина А.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.
В апелляционной жалобе Баландин А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, а именно включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работ с 25.06.1993 года по 01.10.1994 года - прораб СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой"; со 02.10.1994 года по 16.04.1998 года - прораб ТОО "Строительный поток N 3"; с 01.01.2006 года по 28.02.2006 года - каменщик РСУ N 2 Управления "Оренбурггазремонт" ООО "Оренбурггазпром"; с 05.09.2006 года по 31.12.2006 года - мастер строительных и монтажных работ РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Баландин А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося лица.
Решение суда в части включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по подпункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы Баландина А.В. с 20.04.1998 года по 30.06.2000 года - производитель работ в ООО "Декорстрой"; с 01.03.2006 года по 30.04.2006 года - мастер Ремонтно-строительного управления N 2 филиала "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз"; в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работ с 16.07.1992 года по 24.06.1993 года - мастер СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой", никем из сторон не обжалуется, поэтому судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы истца и проверки законности решения в этой части (часть 2 статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, 06.05.2021 года Баландин А.В. обратился с заявлением в УПФР в г. Оренбурге для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 11.08.2021 года Баландину А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 06 лет 03 месяца 14 дней, требуется не менее 12 лет 06 месяцев.
Продолжительность страхового стажа составляет 36 лет 10 месяцев 16 дней, требуется 25 лет. Право на досрочную пенсию возникнет при достижении возраста 58 лет.
УПФР в г. Оренбурге не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 16.07.1992 года по 24.06.1993г года - мастер СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой", поскольку наименование должность "мастер" не предусмотрено Списком N 2 от 26.01.1991 года N 10, документально не подтверждено выполнение должностных обязанностей "мастера строительных и монтажных работ". Льготная справка не представлена;
- с 25.06.1993 года по 01.10.1994 года - прораб СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой", со 02.10.1994 года по 16.04.1998 года - прораб ТОО "Строительный поток N 3", с 20.04.1998 года по 03.07.2000 года - прораб ООО "Декорстрой", поскольку льготная справка не представлена. Индивидуальные сведения за периоды работы с 01.07.1998 года по 30.06.2000 года представлены работодателем с общими условиями, за период с 01.07.2000 года по 03.07.2000 года не представлены. Кроме того, согласно выписки из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о заработной плате с октября 1999 года по июнь 2000 года;
- с 01.01.2006 года по 28.02.2006 года - каменщик РСУ N 2 Управления "Оренбурггазремонт" ООО "Оренбурггазпром", поскольку индивидуальные сведения за указанный период работы работодателем представлены с общими условиями;
- с 01.03.2006 года по 30.04.2006 года - мастер РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз", поскольку наименование должность "мастер" не предусмотрено Списком N 2 от 26.01.1991 года N 10, документально не подтверждено выполнение должностных обязанностей "мастера строительных и монтажных работ", индивидуальные сведения за указанный период работы работодателем представлены с кодом работы как "каменщик";
- с 05.09.2006 года по 31.12.2006 года - мастер строительных и монтажных работ РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз" поскольку индивидуальные сведения за указанный период работы работодателем представлены с кодом работы как "каменщик".
Из записей в трудовой книжке в отношении спорных периодов следует, что Баландин А.В. с 16.07.1992 года принят в СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой" на должность мастера в СУ-1 и 25.06.1993 года переведен прорабом на новом строительстве. 01.10.1994 года Баландин А.В. уволен в порядке перевода и 01.10.1994 года принят переводом в ТОО "Строительный поток N 3" на должность прораба на новое строительство, 16.04.1998 года уволен в порядке перевода в ООО "Декорстрой". В период с 20.04.1998 года по 03.07.2000 года Баландин А.В. работал в ООО "Декорстрой" в должности прораба. С 01.03.2006 года Баландин А.В. принят на должность мастера в порядке перевода в РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз", 30.04.2006 года уволен в порядке перевода. С 05.09.2006 года принят в РСУ-2 филиал "Оренбургский" ДОАО "Центрэнергогаз" в порядке перевода на должность мастера строительных и монтажных работ, 25.10.2007 года переведен начальником участка N 2 строительных и монтажных работ, 30.06.2008 года уволен по собственному желанию.
Согласно служебной записки отдела взаимодействия со страхователями от 11.05.2021 года в УПФР в г. Оренбурге АПСП "Монолитжилстрой" как страхователь, имеющий рабочие места, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не зарегистрирован. Наблюдательное дело не формировалось. АПСП "Монолитжилстрой" СУ-1 снят с учета в связи с ликвидацией по состоянию на 25.01.2008 года и ТОО "Строительный поток N 3" снят с учета в связи с ликвидацией 28.12.2000 года.
Из выписки индивидуального (персонифицированного) учета следует, что Баландин А.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 19.01.1999 года, индивидуальные сведения за периоды работы с 01.07.1998 года по 30.06.2000 года представлены с общими условиями, без кода льготной работы; с 01.07.2000 года по 03.07.2000 года - не представлены; с 05.09.2006 года по 31.12.2006 года индивидуальные сведения представлены с кодом "каменщика".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 25.06.1993 года по 01.10.1994 года - прораб СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой", со 02.10.1994 года по 16.04.1998 года - прораб ТОО "Строительный поток N 3", суд первой инстанции исходил из того, что бесспорных доказательств факта занятости истца в должности прораба в течение полного рабочего дня выполнением работы по строительству, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов, не представлено. Справка, уточняющая льготный характер работы, истцом ни ответчику, ни в суд не представлена.
С данным выводом суд апелляционной инстанции соглашается.
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (позиция 22900000) в пункте "б" "руководители и специалисты" предусмотрены профессии "мастера строительных и монтажных работ" (22900006-23419) и "производители работ" (позиция 22900006-24441).
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 года N 258н, Перечню документов, необходимых для установления пенсии, утвержденному Приказом Минтруда России от 28.11.2014 года N 958н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени, для подтверждения периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
В силу статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. В разделе 2 Правил закреплены виды документов, подтверждающих периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Так, согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые снега и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, и течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, то есть выполнением работы, предусмотренной соответствующим Списком, не менее 80% рабочего времени в соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года N 5.
На основании вышеизложенных норм закона следует, что при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2, утвержденном утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, юридически значимыми являются обстоятельства выполнения истцом работ в должности мастера строительных и монтажных работ, а также производителя работ, при условии полной занятости.
Наименование должности "прораб" является сокращенным наименованием должности "производитель работ". Согласно общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 существует должность производитель работ (прораб), код 25865 8 1 1223.
В подтверждение льготного характера работы представлена только трудовая книжка с имеющимися в ней записями о занимаемых им должностях в спорные периоды.
То обстоятельство, что истец в спорный период занимал должность "прораб", само по себе с достоверностью не свидетельствует о выполняемом характере работы истца.
Поскольку Баландин А.В. не представил доказательства, достоверно подтверждающие полную занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно, что работая в должности прораба, он постоянно, в течение полного рабочего дня выполнял обязанности производителя работ, суд первой инстанции обоснованно отказал во включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 25.06.1993 года по 01.10.1994 года - прораб СУ-1 АПСП "Монолитжилстрой", со 02.10.1994 года по 16.04.1998 года - прораб ТОО "Строительный поток N 3".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01.01.2006 года по 28.02.2006 года - каменщик РСУ N 2 Управления "Оренбурггазремонт" ООО "Оренбурггазпром", суд первой инстанции исходил из того, что характер работы Баландина А.В. в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в указанные периоды документально не подтвержден, индивидуальные сведения работодателем представлены с общими условиями, без указания кода льготных условий, т.е. работодатель не подтвердил льготный характер работы, не представлена и льготная справка.