СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2022 года Дело N 33-554/2022

г. Мурманск

10 марта 2022 года.


Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Булыгиной Е.В.

судей

Самойленко В.Г.

при секретаре

Сазановой Н.Н.

Малик А.Ю.


рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

N 2-1343/2021 по иску Васильевой Натальи Васильевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию досрочно

по апелляционной жалобе Васильевой Натальи Васильевны на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 1 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения Васильевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя ГУ - ОПФР по Мурманской области Пискуновой М.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Васильева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в г. Кандалакша (межрайонное), пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию досрочно.

В обоснование заявленных требований с учетом их увеличения указала, что 19 августа 2019 г. она обратилась в ГУ-УПФР в г. Кандалакша (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии от _ _ г. в досрочном назначении страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности (подтверждено 23 года 02 месяца 27 дней).

Считала, что при принятии решения пенсионный орган необоснованно не зачел в стаж педагогической деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах (2 месяца 19 дней), периоды работы в школе-гимназии N 20 г. Петрозаводска (2 месяца 01 день), в Ладвинской средней школе Республике Карелия (2 месяца 02 дня).

Просила суд обязать ответчика включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах: (2 месяца 19 дней) с 24 февраля 1996 г. по 3 марта 1996 г., с 15 февраля 1998 г. по 1 марта 1998 г., с 21 апреля 2002 г. по 24 апреля 2002 г., с 7 ноября 2002 г. по 11 ноября 2002 г., с 23 марта 1998 г. по 5 апреля 1998 г., с 9 сентября 2001 г. по 15 сентября 2001 г., с 7 ноября 2001 г. по 10 ноября 2001 г., 19 апреля 2003 г., 28 января 2004 г., 19 апреля 2010 г., 22 апреля 2010 г., 26 сентября 2018 г., 20 марта 2012 г. по 24 марта 2012 г., с 13 октября 2014 г. по 18 октября 2014 г., с 10 ноября 2014 г. по 15 ноября 2014 г.; период работы в школе-гимназии N 30 г. Петрозаводска (2 месяца 01 день) с 8 сентября 1993 г. по 9 ноября 1993 г.; период работы в Ладвинской средней школе Республики Карелия (2 месяца 02 дня) с 15 сентября 1992 г. по 16 ноября 1992 г., и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 10 сентября 2021 г.

Протокольным определением суда от 13 октября 2021 г. в связи с реорганизацией территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации произведена замена ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша (межрайонное) на его правопреемника государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области (далее - ГУ - ОПФР по Мурманской области).

Судом принято решение, которым исковые требования Васильевой Натальи Васильевны удовлетворены частично. На ГУ - ОПФР по Мурманской области возложена обязанность включить в стаж педагогической деятельности Васильевой Натальи Васильевны вышеуказанные периоды нахождения на семинарах, курсах повышения квалификации, периоды работы в Ладвинской средней школе и в школе - гимназии N 30 г. Петрозаводска. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Васильева Н.В., ссылаясь на нарушения судом норм материального права, просит отменить решение суда в части обязания ГУ - ОПФР по Мурманской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления на нее права.

В обоснование жалобы сослалась на пункт 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г., и указала, что суд не учел разъяснения, данные в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделал несоответствующий закону вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению пенсии по старости со дня возникновения у нее права на страховую пенсию по старости.

Отметила, что до вынесения судом решения она из-за неправомерного невключения пенсионным органом в специальный стаж периодов ее педагогической деятельности, фактически была лишена возможности реализовать свое право на досрочное назначение страховой пенсии со дня его возникновения. Суд оставил без внимания взаимосвязанные положения статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пункт 19 Правил N 884н (утверждены приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н), по смыслу которых гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения у него права на пенсию (до наступления пенсионного возраста), при этом назначение гражданину пенсии будет осуществляться пенсионным органом со дня возникновения у него права на пенсию, что гарантирует своевременное пенсионное обеспечение.

В письменных возражениях представитель ГУ - ОПФР по Мурманской области Ермакова Г.А., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой Н.В. - без удовлетворения.

В соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Положением части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" установлены сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста).

В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19 августа 2019 г. Васильева Н.В., _ _, обратилась в ГУ - УПФР в г. Кандалакша (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа от 26 декабря 2019 г. Васильевой Н.В. отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности - 25 лет.

Из решения пенсионного органа следует, что по представленным документам (по 31 декабря 2018 г.) подтвержденный педагогический стаж работы Васильевой Н.В. составляет 23 года 02 месяца 27 дней.

При этом в стаж педагогический деятельности не включены периоды нахождения на семинарах, курсах повышения квалификации (с отрывом от производства и с сохранением заработной платы, период работы в школе-гимназии N 30 г. Петрозаводска с 8 сентября 1993 г. по 9 ноября 1993 г., поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, разделом "Наименование учреждений" Списка школы-гимназии не предусмотрены.

Указано, что при условии дальнейшей работы в должности, дающей право выхода на пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требуемый стаж предположительно будет выработан Васильевой 15 октября 2020 г. (25 лет).

В случае наличия периодов, не подлежащих зачету в льготный стаж предполагаемый период выработки специального стажа будет сдвигаться.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами пенсионного и трудового законодательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что спорные периоды нахождения истца на семинарах, курсах повышения квалификации, периоды ее работы в школе-гимназии N 30 г. Петрозаводска и в Ладвинской средней школе (15.09.1992 г. по 16.11.1992 г.) подлежат включению в стаж педагогический деятельности Васильевой Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, следовательно, в силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность решения суда в данной части предметом проверки судом апелляционной инстанции не является.

Разрешая требование истца об обязании ответчика назначить страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 10 сентября 2021 г. и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции принял во внимание положения статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и исходил из того, что при включении спорных периодов в стаж педагогической деятельности Васильевой Н.В. право на пенсию у нее наступит, с учетом переходных положений 16 сентября 2021 г. (16 марта 2020 г. + 18 месяцев), а не 10 сентября 2021 г.

Кроме того, пришел к выводу, что на дату принятия пенсионным органом решения от 26 декабря 2019 г. право истца на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не наступило, повторно Васильева Н.В. с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган не обращалась.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Данное разъяснение применимо и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначенная досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсии, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Как следует из материалов дела, Васильева Н.В. обратилась в ГУ - УПФР в г. Кандалакша (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 19 августа 2019 г.

Согласно представленному в суд апелляционной инстанции представителем ответчика расчету, принятому в качестве дополнительного доказательства, на 1 января 2019 г. педагогический стаж Васильевой Н.В. составил 23 года 09 месяцев 20 дней.

При этом требуемый стаж педагогической деятельности 25 лет с учетом включенных судом спорных периодов у Васильевой Н.В. был на 16 марта 2020 г., и с учетом переходных положений право Васильевой Н.В. на пенсию наступало 16 сентября 2021 г. (16 марта 2020 г. + 18 месяцев).

Принимая во внимание, что на момент принятия судом решения право на страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью у Васильевой Н.В. уже наступило, то у суда с учетом разъяснений, данных в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, имелись основания для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения у нее права - с 16 сентября 2021 г.

Таким образом, решение суда в части отказа Васильевой Н.В. в иске о возложении обязанности на пенсионный орган назначить пенсию досрочно подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения, которым следует возложить на пенсионный орган обязанность назначить Васильевой Н.В. страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня возникновения у нее права - с 16 сентября 2021 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 1 декабря 2021 года в части отказа в иске Васильевой Натальи Васильевны к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ в Мурманской области о возложении обязанности назначить пенсию досрочно - отменить.

Принять в этой части новое решение, которым возложить на ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ в Мурманской области обязанность досрочно назначить Васильевой Наталье Васильевне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения у нее права - с 16 сентября 2021 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

     
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка