ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2022 года Дело N 21-30/2022

Судья Липецкого областного суда Киселева О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гончаровой Надежды Петровны, действующей на основании доверенности в интересах ООО "Черкизово-Растениеводство" на решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 10 февраля 2022 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Эсауленко Н.Ю. от 26 августа 2021 года в отношении ООО "Черкизово-Растениеводство" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Эсауленко Н.Ю. N 48-2985/51-ЗН-ВЛ от 26 августа 2021 года ООО "Черкизово-Растениеводство" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 10 февраля 2022 года постановление должностного лица изменено в части размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа, штраф снижен до 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, защитник ООО "Черкизово-Растениеводство" по доверенности Гончарова Н.П. приводит доводы о несогласии с постановлением должностного лица и решением судьи, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В положениях "ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84). Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 28 октября 1985 г. N 3453 охрана земли определена как комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.

Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников сельскохозяйственных земель, лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.

Установлено, что на основании решения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Эсауленко Н.Ю., принятого в силу п.2 ч. 1 ст. 57 ФЗ от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в соответствии с планом проведения плановых поверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в период с 19.07.2021 г. по 30.07.2021 г. проведена плановая выездная проверка ООО "Черкизово Растениеводство", а именно земельных участков, расположенных по адресу: Липецкая область, Воловский район (N); <адрес> (N).

Согласно акту выездной плановой проверки N N от 30.07.2021 года, ООО "Черкизово-Растениеводство" в период с весны 2020 года по 30.07.2021 года не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а именно: не проводилось обязательное обследование земель с целью определения норм, сроков и техники внесения средств химизации с учетом прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов перед применением пестицидов, что необходимо для охраны почв от загрязнения; не проводилось эколого-токсикологическое обследование почв на остаточное количество применяемых обществом в 2020 году пестицидов и их метаболитов в целях предупреждения накопления в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов перед применением пестицидов в 2021 году; не проводились мероприятия для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, на части земельного участка с кадастровым номером N, на площади не менее 20 га, осмотренном 28.07.2021 г. в ходе проведения проверки.

Указанные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и впоследующем вынесения обжалуемого постановления.

Так, Пунктами 1.1, 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения установлено, что охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, зон рекреации, населенных пунктов.

Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований: определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов; использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих тяжелые металлы и другие токсичные элементы и соединения.

Согласно п. 6.8 ГОСТ 33829-2016 "Межгосударственный стандарт. Защита растений. Требования к производству продукции растительного происхождения при риске развития чрезвычайной фитосанитарной ситуации" пестициды применяют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.041-86 и нормативных правовых актов государств, принявших настоящий стандарт, после предварительного обследования уполномоченными организациями сельскохозяйственных угодий (посевов, производственных помещений) и лесных угодий на основании рекомендаций по их применению в соответствии с официальным каталогом разрешенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Аналогичные требования закреплены в п.1.2 ч.1 ГОСТ 17.4.3.04-85 "Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения".

Обществу вменяется непроведение предварительного обследования угодий и, как следствие, внесение удобрений без рекомендации по их применению.

При этом, из материалов дела следует, что 19.08.2019 г. ФГБУ "Станция агрохимической службы "Елецкая" на основании заключенного Обществом договора проведено агрохимическое обследование и составлена агрохимическая характеристика почв, паспорта полей и участков (л.д.20-52 т.2). Данная характеристика может быть использована Обществом 4-5 лет, о чем указано в заключении (л.д.52об.). Ежегодно (кроме 2020г.) Обществом заключалилсь договора на оказание услуг, в рамках которых: проводится анализ минеральных удобрений и пестицидов на действующее вещество, анализ органических удобрений, разрабатываются рекомендации на известкование почвы, проводится анализ почвы и зерна на остаточное количество пестицидов, разрабатываются рекомендации на внесение по полям жижи, мелиоранта, куриного помета, отбирается анализ воды и производится декларирование продукции. При этом, исходя из срока оказания услуги, последняя предопределяет обязательства ее Исполнителя по предоставлению Заказчику всей необходимой информации для осуществления деятельности по выращиванию культур в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями (л.д.235-241 т.2). Кроме того, ежегодно в конце года компетентной организацией производится анализ почвы на соответствие ГН N, СанПиН 1.2.2584-10, о чем свидетельствуют протоколы испытаний от 10.12.2018г., 26.11.2019г., 30.12.2021г., результаты которых подтверждают соблюдение Обществом технологии внесения пестицидов.

При таких обстоятельствах, правомерны выводы судьи районного суда о том, что Обществом не проводится предварительное обследование и не выполняются такие обязанности применительно к 2020г.

Кроме того, исходя из приведенных договоров, объяснений ведущего агронома филиала ПО Липецк Юг от 22.07.2021г. (л.д.86 т.1), соглашаюсь с выводами должностного лица о том, что Обществом не проводилось эколого-токсикологическое обследование почв на остаточное количество применяемых обществом в 2020 году пестицидов и их метаболитов в целях предупреждения накопления в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов перед применением пестицидов в 2021 году.

Необходимость ежегодного обследования обусловлена спецификой осуществляемой Обществом деятельности, порядок его проведения установлен РД N Руководящий документ. Методические указания. Охрана природы. Почвы. Методы отбора объединенных проб почвы и оценки загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов". Периодичность отбора проб (2 раза в год), которая оспаривалась защитником Общества, не подлежит оценке и не может быть вменено в вину, поскольку таковые обязательства исполняются специализированной организацией в рамках вышеназванных договоров об оказании услуг.

Факт непроведения Обществом мероприятий для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, на части земельного участка с кадастровым номером N, на площади не менее 20 га, также образует состав административного правонарушения.

Так, из представленных документов и фотосьемки при осмотре земельных участков установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного производства) с КН N, расположенном по адресу: <адрес>, с/п Тербунский Второй сельсовет, общей площадью 353,52 га, используемом обществом с ограниченной ответственностью "Черкизово-Растениеводство" на праве долгосрочной аренды, согласно структуре посевных площадей отделения Тербуны, в 2021 году на поле N ЛЮ-Т-3-2 расположены посевы сои на площади 233 га и посевы кукурузы на поле N ЛЮ-Т-3-3 на площади 108 га. Часть данного земельного участка площадью не менее 20 га (координатная точка фотографирования N, N), не входящая в структуру посевных площадей общества, зарастает сорной травянистой (пырей ползучий, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, полынь обыкновенная) и древесно-кустарниковой растительностью (клен канадский, береза обыкновенная). Следы сенокошения и выпаса скота отсутствуют. Согласно карте землепользования Тербунского района Липецкой области, данная часть земельного участка относится к сельхозугодьям (пашне). Спорный земельный участок используется предшественником общества ОАО "Липецкмясо" с 2011 года, ООО "Черкизово-Растениеводство" является его правопреемником с 2019 года.

Согласно п.7 Положения "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. N 1509, правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу данного постановления (01.10.2020 г.) или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В ходе проверки установлено, что в Управление такого заявления от ООО "Черкизово-Растениеводство" не поступало.

Таким образом, с момента приобретения права долгосрочной аренды (17.12.2011 г.) и в том числе общедолевого права собственности (12.02.2020 г.,), обществом не проводятся мероприятия по защите указанной части земельного участка с КН N от зарастания многолетней сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, а также мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, что способствует возникновению деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия, истощению почвы, ухудшению ее водно-физических свойств, закислению почв. При этом, площадь земельного участка, на котором не соблюдаются обязательные требования, правового значения для квалификации действий по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ не имеет.

При таких обстоятельствах, выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, состав правонарушения является формальным, наступление неблагоприятных последствий не требуется.

Обстоятельств, препятствующих соблюдению Обществом обязательных норм и правил при использовании сельскохозяйственных угодий, не установлено.

Порядок и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность постановленных актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Правобережного районного суда г. Липецка от 10 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Черкизово-Растениеводство" оставить без изменения, жалобу ООО "Черкизово-Растениеводство" - без удовлетворения.

Судья (подпись) О.М. Киселева

Верно:

Судья

Секретарь

6


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка