СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 33-867/2022

21 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Торговченковой О.В.,

судей Москаленко Т.П., Малыка В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лакомовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Яхъяева Зайнутина Магомедовича на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 17 декабря 2021 года, которым постановлено:

"В удовлетворении требований Яхъяева Зайнутина Магомедовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости отказать.

Отказать в зачете в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 01.01.2008 по 30.06.2010, с 02.07.2010 по 30.12.2014 в должности врача-стоматолога-терапевта в ООО "МЕГА ДЕНТ"; с 01.01.2015 по настоящее время в ООО "Медикон".

В удовлетворении требований Яхъяева Зайнутина Магомедовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о взыскании судебных расходов в сумме 300 рублей 00 копеек отказать".

Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Яхъяев З.М. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце Липецкой области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в г. Ельце) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование исковых требований указал, что ответчик своим решением от 30 сентября 2021 отказал ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения продолжительностью 30 лет, не засчитав в специальный стаж периоды работы с 1 января 2008 года по 30 июня 2010 года и со 2 июля 2010 года по 30 декабря 2014 года в должности врача-стоматолога-терапевта в ООО "Мега Дент", а также с 1 января 2015 года по настоящее время в должности врача-стоматолога в ООО "Медикон" по тем основаниям, что общества с ограниченной ответственностью не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Считая отказ незаконным, истец просил возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 1 января 2008 года по 30 июня 2010 года и со 2 июля 2010 года по 30 декабря 2014 года в должности врача-стоматолога-терапевта в ООО "Мега Дент", с 1 января 2015 года по настоящее время в должности врача-стоматолога в ООО "Медикон", взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В предварительном судебном заседании 20 октября 2021 года судом произведена замена ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце Липецкой области (межрайонное) на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (далее - ГУ - ОПФР по Липецкой области, пенсионный орган).

Истец Яхъяев З.М. в судебное заседание не явился, его представитель - Комаева К.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ - ОПФР по Липецкой области - Шишкин А.В. в судебном заседании иск не признал, считая отказ в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости соответствующим нормам пенсионного законодательства. Полагал, что спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как организации, в которых работал истец, не предусмотрены списками профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца Яхъяева З.М. - Комаевой К.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 гола N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Как установлено судом и следует из трудовой книжки истца, Яхъяев З.М. начал свою трудовую деятельность в Ливенской городской стоматологической поликлинике, куда 28 августа 1991 года был принят для прохождения интернатуры по специальности "терапевтическая стоматология", 1 августа 1992 года переведен на должность врача-стоматолога Барановской участковой больницы, 8 сентября 1993 года уволен по собственному желанию. 28 июля 1994 года Яхъяев З.М. принят на должность врача-стоматолога в Талицкую участковую больницу, 11 апреля 1997 года уволен по собственному желанию. 16 ноября 1998 года истец принят врачом-стоматологом Талицкой врачебной амбулатории в МУЗ ТМО Елецкого района, 26 декабря 2007 года уволен по собственному желанию. 27 декабря 2007 года Яхъяев З.М. принят на должность врача-стоматолога-терапевта в ООО "Мега Дент", 30 декабря 2014 года уволен по собственному желанию. 31 декабря 2014 года истец принят на должность врача-стоматолога в ЗАО "Медикон" (с 17.11.2016 - ООО "Медикон"), где работает по настоящее время.

5 апреля 2021 года Яхъяев З.М., полагая, что выработал необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обратился в ГУ - УПФР в г. Ельце с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Решением от 30 сентября 2021 года ему отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа - 30 лет, по мнению ответчика, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости истец имеет специальный стаж 17 лет 16 дней.

Согласно указанному решению в специальный стаж, учитываемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, ответчик не засчитал периоды работы с 1 января 2008 года по 30 июня 2010 года, со 2 июля 2010 года по 30 декабря 2014 года в должности врача-стоматолога-терапевта в ООО "Мега Дент" и с 1 января 2015 года по 31 декабря 2020 года в должности врача-стоматолога в ООО "Медикон" (до 17.11.2016 - ЗАО "Медикон") в связи с тем, что учреждение не соответствует спискам профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Отказывая Яхъяеву З.М. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, пришел к выводу о том, что ООО "Мега Дент" и ООО "Медикон" (ранее ЗАО "Медикон") не являлись учреждениями здравоохранения, а общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество не поименованы в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Исходя из действующего правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, общество с ограниченной ответственностью, равно как и акционерное общество, не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (пункт 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Согласно пункту 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности его акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с параграфом 2 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерные общества (публичные и непубличные) отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью, равно как и акционерное общество, не могут являться учреждением.

В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).

Статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации утратила силу с 1 сентября 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ, которым с этого же срока Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьями 123.21 - 123.23, регулирующими деятельность учреждений.

Как усматривается из материалов дела, Яхъяев З.М. в должности врача-стоматолога-терапевта в ООО "Мега Дент" работал с 1 января 2008 года по 30 июня 2010 года и со 2 июля 2010 года по 30 декабря 2014 года, в должности врача-стоматолога в ЗАО "Медикон" (с 17.11.2016 - ООО "Медикон") - с 1 января 2015 года по настоящее время.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что общества, в которых в спорные периоды работал истец, - ООО "Мега Дент", ЗАО "Медикон", ООО "Медикон" ранее были муниципальным или государственными учреждениями здравоохранения, а затем были реорганизованы с изменением организационно-правовой формы, в которых сохранены прежние характер и условия профессиональной деятельности работников, в том числе и Яхъяева З.М., не представлено.