СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 33-869/2022

21 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

судей Москалевой Е.В., Степановой Н.Н.,

при секретаре Демине В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ельшаевой Ольги Николаевны на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 16 ноября 2021 г., которым постановлено:

"В удовлетворении требований Ельшаевой Ольги Николаевны о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N по Липецкой области средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года за фактически отработанное время в размере 31793 рубля, процентов в размере 890 рублей 20 копеек, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, - отказать".

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Ельшаева О.Н. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области о взыскании средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года.

В обоснование заявленных требований истец указала, что состояла с ответчиком в служебных отношениях с 2004 года, с 28 июля 2020 г. замещала должность заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области. По условиям служебного контракта ей установлено денежное содержание, в состав которого входят премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС России N 4 по Липецкой области, исполнения должностного регламента, а также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами (п.10 служебного контракта, п.10 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе").

05.04.2021 г. она уволена со службы по собственной инициативе по п.3 ч.1 ст. 36 Федерального закона N 79-ФЗ.

26.07.2021 сотрудникам Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области были выплачены средства материального стимулирования за 1 квартал 2021 г. Несмотря на то, что в первом квартале 2021 года она работала в инспекции, приказов о лишении ее премии за указанный период не издавалось, ей материальное стимулирование не было выплачено.

Ссылаясь на то, что средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, с учетом уточнения исковых требований Ельшаева О.Н. просила взыскать с ответчика базовую сумму средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года за фактически отработанное время в размере 31793 руб., проценты за просрочку в размере 890 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области.

В судебном заседании истец Ельшаева О.Н. поддержала уточненные требования, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указала, что уволилась она по уважительной причине, заявление об увольнении было написано под давлением начальника инспекции. Невыплата премии повлияла на финансовую составляющую ее семьи, связанную с исполнением кредитных обязательств, чем ей причинены нравственные страдания.

Представители ответчиков Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области и Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области исковые требования не признали, ссылаясь на то, что частью 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" определен исчерпывающий перечень выплат, составляющих денежное содержание государственного гражданского служащего. Материальное стимулирование, которое осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляется на основании специального Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2007 N 90н, и не входит в состав денежного содержания государственных гражданских служащих. Ежеквартально до Межрайонных ИФНС Управлением ФНС доводятся протоколы заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Такой протокол от 09.06.2021г. N 4дсп@ был направлен в адрес Межрайонной ИФНС России N 4 с приложением N 1 "Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России". Согласно пункту 6.2.5 указанного выше Механизма, конкретный размер суммы материального стимулирования, определенный исходя из базовой суммы материального стимулирования, может быть увеличен или уменьшен и по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа соответствующего уровня устанавливается для заместителя начальника ИФНС - начальником ИФНС. Согласно протоколу N 2 совещания комиссии по подведению итогов показателей эффективности деятельности инспекции за 1 квартал 2021 года от 21.07.2021г., постановлено признать неуважительной причину увольнения по собственной инициативе гражданских служащих, уволенных в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за расчетный период, и не выплачивать им средства материального стимулирования за 1 квартал 2021г. Так как истец уволена по собственной инициативе, она не имеет права на получение СМС за 1 квартал 2021 года.

Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе истец Ельшаева О.Н. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, без учета положений заключенного с ней служебного контракта и того обстоятельства, что в 1 квартале 2021 года она добросовестно исполняла свои должностные обязанности, не имела нареканий по службе, не привлекалась к дисциплинарной ответственности.

Истец Ельшаева О.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с требованиями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителя Межрайонной ИНФС России N 4 по Липецкой области и УФНС России по Липецкой области Пономаревой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Частью 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 532 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих" утверждены правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В пункте 2 Правил установлено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок).

Пункт 1 Порядка устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Согласно пунктам 2, 3 Порядка, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы при условии достижения показателей эффективности их деятельности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ельшанова О.Н. состояла на государственной гражданской службе в Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области с 6 июля 2004, с 28 июля 2020г. замещала должность заместителя начальника инспекции.

В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области, исполнения должностного регламента (пункт 9). Пунктом 10 служебного контракта предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области от 29 марта 2021 г. N 00-06/097@ служебный контракт с Ельшановой О.Н. расторгнут, истец уволена с государственной гражданской службы по п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по инициативе гражданского служащего).

Проверяя доводы Ельшаевой О.Н. о наличии у нее права на получение суммы материального стимулирования (СМС ФНС) за 1 квартал 2021 г., суд установил следующее.

Пунктом 5 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

09.07.2021 Федеральная налоговая служба направила для использования в работе выписку из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 09.06.2021г. N 4дсп@ с приложением N 1 "Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России", которым установлено, что суммы материального стимулирования (СМС ФНС России) не входят в состав денежного содержания федерального государственного служащего территориального органа ФНС России.

Согласно пункту 6.2.5 Механизма, конкретный размер суммы МС, определенный исходя из базовой суммы материального стимулирования, может быть увеличен или уменьшен и по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа соответствующего уровня устанавливается для заместителя начальника ИФНС - начальником ИФНС.

В соответствии с пунктом 3 раздела II Механизма "Алгоритм выплаты материально стимулирования", решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за расчетный период, для заместителей начальников ИФНС принимает начальник ИФНС по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени (том 1, л.д. 76-94).

Приказом руководителя Управления ФНС России по Липецкой области от 15.07.2021 N 00-05/145дсп@ на основании решения комиссии УФНС России по Липецкой области по оценке эффективности деятельности налоговых органов Липецкой области от 14.07.2021 утвержден рейтинг ИФНС России по Липецкой области за 1 квартал 2021 года, в котором МИФНС России N 4 заняла 6 место из 9 (том 1,л.д. 96-97).

Приказом руководителя УФНС России по Липецкой области от 15.07.2021 N 00-06/226дсп@ утверждено распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих межрайонных, городских и районных органов ФНС России по Липецкой области сверх установленного фонда оплаты труда за 1 квартал 2021 года. Распределение бюджетных ассигнований приказано производить в соответствии с "Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России" (том 1,л.д. 98-99).

В соответствии с вышеуказанным приказом начальником Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области 21 июля 2021 г. издан приказ N 00-02/104дсп о выплате средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года на основании решения комиссии по оценке эффективности деятельности.

Как следует из материалов дела, Комиссией Межрайонной ИФНС России N 4 по Липецкой области по распределению средств материального стимулирования принято решение выплатить СМС за 1 квартал 2021 г. сотрудникам, уволенным в связи с сокращением должностей, и не выплачивать средства материального стимулирования за 1 квартал 2021 г. гражданским служащим, уволенным в расчетном периоде и после него до выплаты СМС по собственной инициативе, признав причину увольнения неуважительной. В решении комиссии указаны конкретные сотрудники, которым решено не выплачивать СМС, в том числе истица. Данное решение утверждено комиссией по подведению итогов эффективности деятельности инспекции за 1 квартал 2021 года (протокол совещания от 21 июля 2021 г. N 2) (л.д.107-109, т.1).

Указанный протокол утвержден начальником МИФНС России N 4 по Липецкой области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального права, исходил из того, что суммы материального стимулирования (СМС ФНС России) не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, решение о невыплате средств материального стимулирования работникам, уволенным по собственной инициативе в расчетом периоде, принято комиссией в рамках предоставленных ей полномочий. Поскольку истец уволена по собственной инициативе, оснований для выплаты ей суммы материального стимулирования (СМС ФНС) за 1 квартал 2021 г. не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенными в письме от 14 марта 2018 года N 14-1/))Г-1874, и письме Федеральной службы по труду и занятости от 21 мая 2021 г. N ПГ/13009-6-1, в случае если приказ о премировании работников организации был издан после увольнения работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях.

Спорная сумма материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих межрайонных, городских и районных органов ФНС России по Липецкой области за 1 квартал 2021 года (СМС ФНС) произведена сверх установленного фонда оплаты труда по показателям эффективности деятельности и не является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренной п.5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе" и пунктом 9 служебного контракта Ельшаевой О.Н., не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего.

При таких обстоятельствах ссылка истца на отсутствие дисциплинарных взысканий, упущений в работе за 1 квартал 2021 г. и добросовестное исполнение служебных обязанностей не свидетельствует о наличии у нанимателя обязанности произвести выплату после увольнения со службы сумм материального стимулирования (СМС ФНС) за 1 квартал 2021 г. Кроме того, данный довод опровергается протоколом совещания комиссии по подведению итогов показателей эффективности деятельности инспекции за 1 квартал 2021г., согласно которому в отношении Ельшаевой О.В. в 1 квартале 2021 г. выносилось распоряжение "Указать на ненадлежащее исполнение должностных обязанностей".

Принимая во внимание, что спорная выплата не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой, установленной законом, положениями ведомственных и локальных нормативных актов, а также условиями служебного контракта, решение начальника Межрайонной ИФНС N 4 по Липецкой области о невыплате средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 года уволившимся без уважительных причин сотрудникам, принятое в пределах своей компетенции и в рамках установленной процедуры, не может расцениваться как нарушение трудовых прав истца.

Доводы Ельшаевой О.Н. о том, что она уволилась со службы по уважительной причине, находясь под незаконным давлением со стороны начальника инспекции, не могут служить основанием к отмене решения суда. Как следует из материалов дела, в заявлении об увольнении Ельшаева О.Н. не указала уважительных причин своего увольнения. Комиссия, рассмотрев данный вопрос, признала причину увольнения неуважительной. Решение органа по рассмотрению индивидуальных служебных споров, которым установлены незаконные действия представителя нанимателя при расторжении служебного контракта с истцом и вынужденный характер увольнения, отсутствует. Увольнение государственного гражданского служащего со службы по собственной инициативе является его безусловным правом, но не свидетельствует о наличии препятствий к продолжению службы, вследствие чего не может считаться уважительной причиной.

Учитывая, что оснований для удовлетворения требований Ельшаевой О.Н. о взыскании средств материального стимулирования за 1 квартал 2021 г. не имелось, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации за просрочку этой выплаты и компенсации морального вреда.

Ссылки истца на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров не могут повлечь отмены решения суда, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.