СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33-491/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лобковой Е.А.,

судей Лавриковой М.В., Чупрыной С.Н.

при секретаре Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белых Г.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы и назначении пенсии, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области на решение Курчатовского городского суда Курской области от 11 ноября 2021 года, которым постановлено:

"Исковые требования Белых Г.А. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда РФ по Курской области о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы и назначении пенсии удовлетворить.

Признать за Белых Г.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного Фонда РФ по Курской области включить Белых Г.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 24.03.1992 года по 28.07.1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 29.07.1992 года по 06.12.1993 года, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 07.12.1993 года по 06.06.1995 года, периоды работы с 11.08.1998 года по 24.10.1998 года, с 27.11.1998 года по 31.01.1999 года, с 02.03.1999 года по 31.10.1999 года в должности медицинской сестры травматологического отделения стационара <данные изъяты> РТМО и назначить пенсию с <данные изъяты> года.

Взыскать с Государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда РФ по Курской области в пользу Белых Г.А. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей".

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Белых Г.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочную пенсию.

В обоснование предъявленных требований Белых Г.А. указала, что, полагая, что имеет специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, <данные изъяты> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.

Однако, решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонного) N <данные изъяты> от <данные изъяты> ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа: из требуемых 30 лет лечебной деятельности пенсионный орган признал подтвержденными 29 лет 00 месяцев 22 дня.

Поскольку с решением пенсионного органа она не согласна, обратилась в суд с иском к пенсионному органу, уточнив который в ходе судебного разбирательства, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении как один год и шесть месяцев периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 24.03.1992 по 28.07.1992, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 29.07.1992 по 06.12.1993, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 07.12.1993 по 06.06.1995, периоды работы с 11.08.1998 по 24.10.1998, с 27.11.1998 по 31.01.1999, с 02.03.1999 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры травматологического отделения стационара <данные изъяты> РТМО и назначить досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты> года.

Определением Курчатовского городского суда Курской области от 11 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Курчатове Курской области (межрайонного) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области.

Суд постановилвышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований Белых Г.А.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области просит решение Курчатовского городского суда Курской области от 11 ноября 2021 года отменить и принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Белых Г.А. по доверенности адвокат Сергеева С.В. возражала против доводов апелляционной жалобы ответчика, полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Истец Белых Г.А. и представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу ответчика в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, заслушав возражения на апелляционную жалобу ответчика представителя истца Белых Г.А. по доверенности Сергеевой С.В., судебная коллегия, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено не было.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Белых Г.А., дал правильную оценку пенсионным правам истца, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Статья 2 Конституции Российской Федерации указывает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину РФ право на социальное обеспечение по старости.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Часть 1.1. статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения";

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Белых (до брака Ларина) Г.А., <данные изъяты> года рождения, согласно записям в трудовой книжке и уточняющей справке работодателя ОБУЗ "<данные изъяты> ЦРБ" N <данные изъяты> от <данные изъяты> работала с 15.08.1991 по 24.03.1992 в <данные изъяты> ЦРБ в должности санитарки, с 24.03.1992 по 06.06.1995 в должности медсестры родильного отделения палаты новорожденных на время отпусков медработников, с 07.06.1995 по 09.06.1995 в должности медсестры приемного отделения на время болезни основного работника, с 09.06.1995 по 27.11.1998 в должности медсестры скорой помощи на время отпуска основного работника, с 27.11.1998 по 01.03.2006 в должности медицинской сестры травматологического отделения, с 01.03.2006 по 01.04.2017 в должности медицинской сестры палатной травматологического отделения стационара МУЗ "<данные изъяты> центральная больница", с 01.04.2017 по настоящее время работает в должности медицинской сестры палатной в круглосуточном стационаре травматологического отделения.

<данные изъяты> ЦРБ с 01.06.1991 на основании приказа N <данные изъяты> от <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> РТМО, которое являлось самостоятельным лечебно-профилактическим муниципальным учреждением и было предназначено для оказания населению различного рода медицинских услуг, создано в соответствии с постановлением администрации <данные изъяты> района по представлению органов Управления имуществом, в состав которого входили поликлиника, терапевтическое отделение, хирургическое отделение, стоматологическое отделение, в том числе пункт скорой помощи, травматологическое отделение, родильное отделение, гинекологическое отделение, фельдшерские пункты. В дальнейшем <данные изъяты> РТМО с 01.06.2000 переименовано в ГУЗ "<данные изъяты> ЦРБ", с 27.01.2006 в МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ", с 01.01.2012 в ОБУЗ "<данные изъяты> ЦРБ".

<данные изъяты> Белых Г.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Курчатове Курской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ГУ УПФ РФ в г. Курчатове Курской области (межрайонного) N <данные изъяты> от <данные изъяты> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа. В бесспорном порядке пенсионным органом подтверждено 29 лет 00 месяцев 22 дня специального стажа. В специальный стаж истца ответчиком не включены в льготном порядке из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 24.03.1992 по 06.06.1995 в должности медицинской сестры в родильном отделении в палате новорожденных в <данные изъяты> РТМО (переименованную в <данные изъяты> ЦРБ), периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 24.03.1992 по 28.07.1992, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 29.07.1992 по 06.12.1993, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 07.12.1993 по 06.06.1995, периоды работы с 11.08.1998 по 24.10.1998, с 27.11.1998 по 31.01.1999, с 02.03.1999 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры травматологического отделения стационара <данные изъяты> РТМО со ссылкой на Постановление Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991, Постановление Правительства Российской Федерации N 1066 от 22.09.1999, которыми "отделения" (родильные, травматологические, дерматовенерологические) не предусмотрены как лечебно-профилактическое структурное подразделение РТМО, а также не предусмотрены структурные подразделения государственных и муниципальных организаций, РТМО не предусмотрено как учреждение здравоохранения, а также на п.п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым должность "медицинская сестра", "медицинская сестра палатная" не поименованы, а предусмотрена работа в конкретных должностях "операционные медицинские сестры, включая старших" в отделениях хирургического профиля стационаров, "медицинские сестры перевязочные" в травматологических отделениях хирургического профиля стационаров. Указанные периоды зачтены в календарном исчислении.

Выражая несогласие с решением пенсионного органа, Белых Г.А. обратилась за защитой своих прав в суд.

Удовлетворяя исковые требования Белых Г.А. о включении в специальный стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев периодов ее нахождения в отпуске по беременности и родам с 24.03.1992 по 28.07.1992, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 29.07.1992 по 06.12.1993, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 07.12.1993 по 06.06.1995, периодов работы с 11.08.1998 по 24.10.1998, с 27.11.1998 по 31.01.1999, с 02.03.1999 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры травматологического отделения стационара <данные изъяты> РТМО, <данные изъяты> ЦРБ, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности обстоятельств осуществления истцом трудовой деятельности в лечебном учреждении в определенных условиях, определяющих ее характер и дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Действующее законодательство, предусматривая возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях устанавливает одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечнях, на соответствующих должностях, указанных в нем же.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действующему в спорные периоды работы истца, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу, а больницы - к учреждениям здравоохранения.

Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам -реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев.