КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 21-149/2022

Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,

с участием защитников ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ - по доверенности С. и Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ Е. на решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от ***, вынесенное по жалобе врио начальника ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г.Кострома)" МО РФ Б. на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. *** от *** ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г.Кострома)" МО РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоответствии средней заработной платы категории работников "научные сотрудники" в Военной академии за 2020 год установленному уровню согласно Указа Президента РФ от 07 мая 2021 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, что является нарушением статей 135, 144 ТК РФ. За совершение вышеуказанного правонарушения ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. *** от *** врио начальника ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ Б. обратился в Ленинский районный суд г. Костромы с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Костромы от *** указанное постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Костромской области от *** оставлено без изменения, жалоба врио начальника Б. - без удовлетворения.

Выражая несогласие с вынесенным судебным решением, начальник ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ Е. обратился в Костромской областной суд с жалобой, в которой приводя различные доводы, просит решение суда, как незаконное и необоснованное, отменить, принять новое решение об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу.

В судебном заседании защитники ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ - по доверенности С. и Н. жалобу поддержали, просили ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Государственная инспекция труда в Костромской области, будучи надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила, письменных пояснений и возражений не представила.

Выслушав защитников ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ - С. и Н., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (статья 1.2) закрепляет задачами законодательства об административных правонарушениях защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" постановлено Правительству РФ обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Согласно постановлению ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г.Кострома)" МО РФ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в связи с тем, что средняя заработная плата категории работников "научные сотрудники" в Военной академии за 2020 год не соответствует установленному уровню согласно Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, так в соответствии с представленным работодателем расчетом достижения установленного уровня заработной платы по Указу Президента от 07 мая 2012 года N 597 по состоянию на *** по категории научных сотрудников составило 173,8 %, что является нарушением ст.135, 144 ТК РФ..

Вместе с тем в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан произвести перечисленные в статье 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях процессуальные действия (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса. К таким действиям, согласно пункта 5 части 1 статьи 29.1 КоАП РФ относится, в том числе, разрешение вопроса о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. В случае недостаточности представленных материалов судьей в порядке части 1 статьи 29.4 КоАП РФ выносится определение об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу.

Аналогично судья при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении обязан произвести перечисленные в статье 30.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях процессуальные действия, в том числе согласно пункта 2 части 1 статьи 30.4 КоАП РФ, разрешение ходатайства, при необходимости назначения экспертизы, истребования дополнительных материалов, вызова лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.

Однако, как следует из материалов дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ, на основании рассмотрения которых вынесено обжалуемое постановление, а также позволяющих установить все обстоятельства по делу, судьей районного суда не истребовались, данное решение судьей не рассматривалось и не принималось.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.

Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2013 года N 486-О).

При отсутствии материалов дела об административном правонарушении не представляется возможным определить достаточность доказательств по делу их относимость и допустимость, соблюдены ли в установленном порядке процессуальные требования при рассмотрении дела, а также же права и интересы участников производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по итогам рассмотрения жалобы на постановление судья выносит одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Поскольку невыполнение требований КоАП РФ, направленных на создание судом надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, допущенное судом нарушение процессуальных требований является существенным, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от *** подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении надлежит учесть изложенное, проверить и оценить доводы участников производства по делу об административном правонарушении и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от *** в отношении ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело жалобе врио начальника ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ Б. на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области К. *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГКВОУВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома)" МО РФ направить в Ленинский районный суд г. Костромы на новое рассмотрение.

Судья: Т.В. Добровольская


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка