СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-1038/2022

от 17 марта 2022 года по делу N 33-1038/2022

1 инстанция - судья Ефимова Л.А. Дело N 2-7/2022 (2-442/2021)

УИД 43RS0035-01-2021-000751-40

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Катаевой Е.В.,

судей Лысовой Т.В., Тултаева А.Г.,

при секретаре Кочевой Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе Белякова ФИО1 на решение Советского районного суда Кировской области от 20 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Белякова Е.Б. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда РФ по Кировской области об определении основания возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, перерасчете пенсии и взыскании недополученных пенсионных выплат.

Заслушав доклад судьи Лысовой Т.В., судебная коллегия

установила:

Беляков Е.Б. обратился с иском к ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) о защите права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование указал, что в связи с достижением им возраста 55 лет и при наличии необходимого стажа ему с 14.02.2015 назначена страховая пенсия по старости досрочно на основании ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежащей применению только для лиц, которым назначается пенсия в общеустановленном возрасте. Период службы в вооруженных силах СССР, КГБ, МВД учтен как военная служба не по призыву, несмотря на предшествующий ему период работы по Списку N 2 (работы с тяжелыми условиями труда), и не зачислен в специальный стаж как период, который приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п.109 Постановления Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972). Считает, что специальный стаж истца по Списку N 2 по состоянию на 01.01.2002 с учетом периодов службы в МВД и работы с тяжелыми условиями труда составил 13 лет 08 месяцев 14 дней. При условии назначения пенсии досрочно по ч.1 п.2 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ истец имеет право на конвертацию своих пенсионных прав, заработанных до 01.01.2002, которая по выбору застрахованного лица позволяет заменить при определении величины расчетной пенсии общий страховой стаж (имеющийся и требуемый) на специальный (имеющийся и требуемый). Привел расчет размера пенсии и указал, что фактически истец получает пенсию, рассчитанную от общего страхового стажа в размере 18 641,8 руб., что на 2239, 18 руб. меньше той, на которую он мог рассчитывать в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Права выбора варианта расчета и конвертации пенсионных прав при назначении пенсии истцу предоставлено не было. С учетом уточнения исковых требований просил признать основанием для досрочного назначения ему пенсии п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать изменить в документах пенсионного дела основания назначения страховой пенсии по старости досрочно со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на п.2 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона; произвести перерасчет (конвертацию пенсионных прав, заработанных до 2002 г.) пенсии от специального стажа истца, продолжительностью 8 лет 8 мес. 0 дней с применением СК=0,57, с зачетом в страховой стаж периодов прохождения военной службы (6 лет 11 месяцев 19 дней) не страховыми периодами; обязать ответчика выплатить сумму недополученных пенсионных выплат в размере 83 179,69 руб. с 01.11.2018 по срокам исковой давности - три года.

Определением суда ответчик ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) заменен его правопреемником ГУ-ОПФР по Кировской области.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Беляков Е.Б. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене. В обоснование указал, что решением суда от 16.11.2016 признано право Белякова Е.Б. на назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13.02.2015 в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Между тем, согласно справке от 15.07.2021 пенсия истцу назначена на основании ст.8 указанного Федерального закона. Из буквального толкования п.9 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ следует, что лица, указанные в п.1 ст.27 этого Федерального закона, имеют право по своему выбору на конвертацию пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002, по п.3 названной нормы, как от общего страхового стажа, так и на расчет с заменой общего страхового стажа на специальный. Утверждение ответчика о том, что для определения расчетной пенсии от специального стажа необходимо одновременное выполнение двух оснований (продолжительности имеющегося стажа: специального и общего) не основано на законе, т.к. закон предполагает наличие специального стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии, либо общего страхового стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии. При этом, конвертация пенсионных прав осуществляется не от полного, а от имеющегося у гражданина стажа. Изложенное подтверждается позицией, содержащейся в подп.7 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а также в Определении Конституционного суда РФ от 25.05.2017 N 991-О. Ответчик, оставляя за собой право выбора варианта расчета пенсии, нарушает права истца и требования закона. Ссылается на судебную практику, представленную в материалы дела ранее. Вопреки утверждению суда, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

В отзыве представитель ГУ-ОПФР по Кировской области решение суда считает законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Белякова Е.Б. Шевнина С.В., поддержавшего аргументы жалобы, представителя ГУ-ОПФ РФ по Кировской области Овчинникову И.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что решением суда от 16.11.2016, вступившим в законную силу, за Беляковым Е.Б., достигшим возраста 55 лет, с 13.02.2015 признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (дело N 2-619/2016).

При рассмотрении указанного гражданского дела судом установлено, что суммарная продолжительность специального стажа истца на соответствующих видах работ по состоянию на 13.02.2015 составила 15 лет 15 месяцев 24 дня (служба в армии по призыву и служба в органах внутренних дел в специальный стаж не включены), а общий стаж составил 33 года 7 месяцев 21 год (служба в армии по призыву и служба в органах внутренних дел включены в общий стаж).

29.12.2016 пенсионным органом принято решение о назначении Белякову Е.Б. пенсии по старости в соответствии со ст.6, ст.15, п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 8960,11 руб. с 14.02.2015, и в размере 9318,75 руб. с 01.02.2016.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", установив, что по состоянию на 01.01.2002 истец не имел необходимой продолжительности общего (страхового) стажа не менее 25 лет и необходимой продолжительности специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии истца по заявленному им основанию. Суд указал, что период службы в органах внутренних дел с 13.01.1994 по 26.01.1999 имел место до 01.01.2002, следовательно, ответчик при расчете пенсии обоснованно принял данный период в качестве страхового без перевода в индивидуальный пенсионный коэффициент. При этом, улучшения условий реализации прав истца на пенсионное обеспечение, при включении периода военной службы по призыву с 01.06.1979 по 05.05.1981 в качестве нестрахового периода, не произойдет, а ухудшение пенсионных прав действующим законодательством не допускается. Установив, что пенсия истцу назначена пенсионным органом на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав истца и оснований для внесения исправлений в документы пенсионного дела.

Вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

Согласно ст.1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы), начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Указанный период засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст.11 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что службу в органах внутренних дел Беляков Е.Б. проходил с 13.01.1994 по 26.01.1999, т.е. до 01.01.2002, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений со стороны пенсионного органа, который принял данный период в качестве страхового.

В статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ закреплено общее правило назначения страховой пенсии по старости, согласно которому право на такую пенсию имеют лица, достигшие установленного законом возраста.

На основании ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные положения предусматривала ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной формуле. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В подп.7 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии" разъяснено, что право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п.1 ст.27 и ст.27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Из п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ следует, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст.28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст.27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п.3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Таким образом, с учетом указанных положений закона данным правом обладают мужчины по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет (подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

Принимая во внимание отсутствие оснований для включения в специальный стаж истца заявленного в иске периода службы с 13.01.1994 по 26.01.1999, по состоянию на 01.01.2002 специальный стаж истца (8 лет 8 месяцев 0 дней), а также общий стаж (20 лет 8 месяцев 7 дней) были меньше установленной законом необходимой продолжительности специального стажа (не менее 12 лет 6 месяцев) и общего (страхового) стажа (25 лет), в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии (конвертации пенсионных прав, заработанных до 2002г.).

В силу положений ч.12 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6-8 и 10 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1,8.

При назначении пенсии Белякову Е.Б. период военной службы по призыву с 01.06.1979 по 05.05.1981 исчислен пенсионным органом по двум вариантам: как страховой период и как не страховой период, за который подлежат начислению пенсионные коэффициенты (баллы).

Поскольку вариант, предполагающий учет указанного периода в качестве страхового, является более выгодным для пенсионера (размер пенсии больше на 194,66 руб.), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что включение периода военной службы по призыву с 01.06.1979 по 05.05.1981 в качестве не страхового периода приведет к ухудшению пенсионных прав, что действующим законодательством не допускается.

С учетом изложенного, требования истца о перерасчете пенсии с зачетом периодов военной службы (6 лет 11 месяцев 19 дней) в качестве нестраховых периодов, с преобразованием их в индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и взыскании сумм недополученной пенсии обоснованно не подлежали удовлетворению.

В решении пенсионного органа от 29.12.2016 о назначении истцу пенсии отсутствует указание на ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в части требования о признании основанием для досрочного назначения пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ и обязании внести изменения в документы пенсионного дела, исправив основание назначения страховой пенсии по старости досрочно со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ на п.2 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона, у суда первой инстанции не имелось.

Довод жалобы о назначении пенсии на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ отклоняется как противоречащий материалам пенсионного дела. Ошибка в справке от 15.07.2021 в части указания статьи не свидетельствует о неправильности выполненного пенсионным органом порядка назначения пенсии, по существу произведенного в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Аргументы жалобы о том, что для досрочного назначения пенсии необходимо наличие специального стажа либо общего страхового стажа, а конвертация пенсионных прав осуществляется от имеющегося (а не от полного) у гражданина стажа, отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании норм права.

Ссылки жалобы на представленную в материалы дела стороной истца судебную практику по другим делам, принятым по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему делу, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Указание жалобы на соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора путем направления в адрес пенсионного органа заявления от 04.08.2021, на правильность выводов суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не влияет.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения судебной коллегией не установлено.

Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда Кировской области от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка