СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2022 года Дело N 33-958/2022
от 15 марта 2022 года N 33-958/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Марковой М.В., Ермалюк А.П.,
при секретаре Муравченковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шишко Е.К. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 21 декабря 2021 года по иску казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" к Шишко Е.К. о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения представителя Шишко Е.К. Шатунова Е.Н., судебная коллегия
установила:
на основании заявления от 19 ноября 2019 года решением филиала по Сокольскому району казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" (далее КУ ВО "Центр социальных выплат") от 27 ноября 2019 года Шишко Е.К. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года в размере 7521 рубль 47 копеек.
Решением филиала по Сокольскому району КУ ВО "Центр социальных выплат" от 19 мая 2020 года выплата субсидии продлена на период с 1 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года.
За период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года Шишко Е.К. в качестве субсидии получила 84 654 рубля 16 копеек.
Ссылаясь на то, что 11 марта 2021 года истцу стало известно о том, что Шишко Е.К. при обращении за предоставлением субсидии 19 ноября 2019 года не представила сведения о получении ее супругом дохода от продажи транспортного средства в 2019 году в размере 55 000 рублей, в связи с чем образовалась переплата субсидии, 22 сентября 2021 года КУ ВО "Центр социальных выплат" обратилось в суд с иском к Шишко Е.К., с учетом уточнения требований, о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения за период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 76 012 рублей 15 копеек.
В судебное заседание представитель истца КУ ВО "Центр социальных выплат" не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Шишко Е.К. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Шишко Е.К. Шатунов Е.Н. исковые требования не признал.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 21 декабря 2021 года исковые требования КУ ВО "Центр социальных выплат" к Шишко Е.К. о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворены.
С Шишко Е.К. в пользу КУ ВО "Центр социальных выплат" взыскана необоснованно полученная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 76 012 рублей 15 копеек.
С Шишко Е.К. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 2480 рублей 36 копеек.
В апелляционной жалобе Шишко Е.К. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что судом неверно установлены юридически значимые по делу обстоятельства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель КУ ВО "Центр социальных выплат" Стрижова О.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761, исходил из того, что неполнота представленных Шишко Е.К. 19 ноября 2019 года при подаче заявления о назначении субсидии документов лишила уполномоченный орган возможности правильно определить размер субсидии, подлежащей выплате ответчику, привела к необоснованному получению субсидии в большем размере, чем полагалось, в связи с чем пришел к выводу о необходимости взыскания с Шишко Е.К. образовавшейся переплаты в размере 76 012 рублей 15 копеек.
С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.
Вместе с тем, положения приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к сложившимся правоотношениям сторон применены неправильно, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установлены.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (в том числе изменения размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
КУ ВО "Центр социальных выплат", обращаясь в суд с иском о взыскании с Шишко Е.К. необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения за период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года в размере 76 012 рублей 15 копеек, ссылалось на то, что Шишко Е.К. представила в уполномоченный орган недостоверные сведения о доходах супруга - С.Н., вследствие чего возникла переплата Шишко Е.К. денежных средств. По сути, тем самым КУ ВО "Центр социальных выплат" заявлено о недобросовестности ответчика.
Следовательно, по настоящему делу юридически значимым с учетом исковых требований КУ ВО "Центр социальных выплат", возражений представителя Шишко Е.К. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: была ли Шишко Е.К. проинформирована уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности Шишко Е.К. сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств; имела ли место со стороны Шишко Е.К. недобросовестность при получении ею в период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года субсидии.
Так, 19 ноября 2019 года Шишко Е.К. обратилась в уполномоченный орган с заявлением N... о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав при этом, что ознакомлена с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761 (л.д. 4).
По результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами решением филиала по Сокольскому району КУ ВО "Центр социальных выплат" от 27 ноября 2019 года Шишко Е.К. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 декабря 2019 года по 31 мая 2020 года.
Между тем, из материалов дела следует, что 5 июня 2019 года и 21 сентября 2019 года супругом Шишко Е.К. - С.Н. на основании договоров купли-продажи осуществлено отчуждение двух принадлежащих ему автомобилей на общую сумму 55 000 рублей (л.д. 60-61), сведения о чем не были сообщены 19 ноября 2019 года КУ ВО "Центр социальных выплат".
Согласно разъяснениям, содержащиеся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Шишко Е.К.) по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Шишко Е.К. при получении ею в период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года субсидии возлагается на КУ ВО "Центр социальных выплат".
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, в нарушение приведенных положений гражданского процессуального закона доказательств недобросовестности Шишко Е.К. при получении ею в период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года субсидии КУ ВО "Центр социальных выплат" в материалы дела не представлено.
При этом в судебных заседаниях суда первой инстанции представитель ответчика Шатунов Е.Н. пояснял, что какого-либо умысла ввести в заблуждение КУ ВО "Центр социальных выплат" Шишко Е.К. не имела, о необходимости сообщить сведения о продаже личного транспорта сотрудником уполномоченного органа осведомлена не была, использовала субсидию по назначению, поскольку семья является малоимущей, в связи с чем обогащения за счет полученных денежных средств не произошло. Право Шишко Е.К. на получение субсидии в рассматриваемый период времени хотя и в меньшем размере истцом после уточнения исковых требований не оспаривалось.
Позиция КУ ВО "Центр социальных выплат" о том, что Шишко Е.К. была ознакомлена с Правилами предоставления субсидии, а значит, ей было доподлинно известно, что доходы от продажи транспорта подлежат учету при принятии решения о предоставлении субсидии, бесспорным доказательством недобросовестного поведения ответчика не является.
Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи отражены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, однако доказательств ознакомления Шишко Е.К. с данным документом материалы дела не содержат, в Правилах такой перечень отсутствует.
Кроме того согласно пункту 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.