ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 11-80/2022

Судья Владимирского областного суда Шайкин Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя СПК (колхоз) "Ковровский" (далее - СПК "Ковровский", кооператив) Орлова А.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 2 сентября 2021 г. и решение судьи Ковровского городского суда от 27 декабря 2021 г., вынесенные в отношении СПК (колхоз) "Ковровский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 2 сентября 2021 г. СПК (колхоз) "Ковровский" привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Ковровского городского суда от 27 декабря 2021 г. постановление изменено. Из его мотивировочной части исключено указание на вину главы СПК (колхоза) "Ковровский" в совершении административного правонарушения. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, председатель кооператива Орлов А.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.

Указывает, что выводы судьи не соответствуют обстоятельствам дела. СПК "Ковровский" своевременно принимает меры к недопущению нарушений законодательства. Нарушения являются незначительными.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Орлова А.В. и защитника юридического лица Поплавскую И.Г., поддержавших жалобу, представителя Управления Россельхознадзора по Владимирской области Никитина С.В., просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.п. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ);

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (п.п. 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).

На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные КоАП РФ, федеральными законами.

СПК "Ковровский" привлечен к административной ответственности в связи с тем, что являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу ****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, допустил зарастание земельного участка в его южной части ориентировочной площадью 1 Га сорными травами (крапива, бодяк, мать и мачеха и др.) и единичной древесно-кустарной растительностью (ивняк, американский клен до 1 м) с сухостоем сорных трав (золотарник канадский, полынь обыкновенная). На заросшей территории обнаружено 5 свалок твердых бытовых отходов общей площадью 591 кв. м. То есть не произвел обязательных мероприятий по защите земель от зарастания сорными растениями, деревьями, кустарниками и иного негативного воздействия.

Указанные нарушения зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 2 июля 2021 г. (л.д. 62-63), схемой (л.д. 64) и фототаблицей к акту (л.д. 65-66).

Проверка проведена по согласованию с прокуратурой Владимирской области (л.д. 41) в целях проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении о нарушениях законодательства от 4 мая 2021 г. (л.д. 54-55). Поводом для проведения указанных проверочных мероприятий послужило обращение граждан, копия которого в обезличенном виде представлена в дело (л.д. 156-157).

Доводы о том, что в обращении шла речь о допущении на земельном участке СПК "Ковровский" одних нарушений (размещения помёта), а постановление вынесено по результатам выявления других нарушений не свидетельствует о незаконности постановления, поскольку факт нарушений подтвержден материалами дела. При их выявлении в ходе законно проведенной проверки сотрудники Управления Россельхознадзора были обязаны принять меры по привлечению виновного лица к ответственности.

О времени и месте проведения проверки СПК "Ковровский" извещен заблаговременно заказным письмом с уведомлением (л.д. 33-38). Несмотря на это, представитель кооператива в проверке не участвовал.

Акт проверки, схема, фототаблица, предписание и уведомление на составление протокола направлены СПК "Ковровский" заказным письмом с уведомлением от 2 июля 2021 г. и адресатом получены (л.д. 69 - 73).

Результаты проверки СПК "Ковровский" в административном или судебном порядке не оспорены.

Доводы о том, что СПК "Ковровский" принимаются меры к недопущению нарушений и (или) их своевременному устранению не являются основанием для отмены постановления и решения, поскольку, как следует из указанных мотивированного представления и акта проверки, в мае, июле 2021 г. на принадлежащих кооперативу земельных участках были обнаружены однотипные нарушения земельного законодательства.

Доводы о том, что нарушения выявлены, в том числе на землях прилегающих к лесному фонду, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку это обстоятельство не освобождает юридическое лицо от исполнения требований ЗК РФ.

Бездействие СПК "Ковровский" правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

С применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ юридическому лицу назначено наказание в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Должностное лицо при рассмотрении дела анализировало доводы СПК "Ковровский" о возможности применения положений ст.ст. 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ. С учетом обстоятельств дела оно пришло к выводам об отсутствии оснований для применения указанных норм закона. Такие выводы надлежащим образом мотивированы в постановлении о назначении административного наказания. Оснований не согласиться с ними нет.

При этом СПК "Ковровский" не лишен возможности обратиться в орган, вынесший постановление о назначении административного наказания с заявлением о рассрочке уплаты штрафа.

В постановлении о назначении административного наказания указано, что дело рассмотрено 2 сентября 2021 г. с участием председателя СПК "Ковровский" Орлова А.В Однако последний пояснил, что 2 сентября 2021 г. на рассмотрении дела не присутствовал. По телефону звонил в Управление Россельхознадзора по Владимирской области и в разговоре с Зубко М.В. или иным специалистом (с кем именно не помнит) просил отложить рассмотрение дела. Ему посоветовали написать письменное ходатайство об этом, что он и сделал. Это ходатайство отправил по электронной почте и полагал, что рассмотрение дела будет отложено, но этого не случилось.

В обоснование своих доводов представил детализацию услуг связи (л.д. 146-148), в которой указано, что 2 сентября 2021 г. в 15 часов 29 минут со своего мобильного телефона Орлов А.В. связывался с Управлением Россельхознадзора по Владимирской области, длительность разговора составила 2 минуты 5 секунд (л.д. 147) и скриншот (л.д. 140) из которого следует, что 2 сентября 2021 г. в 16 часов 44 минуты он отправил в Управление Россельхознадзора по Владимирской области ходатайство об отложении рассмотрения дела, датированное 1 сентября 2021 г. (л.д. 141).

Представитель Управления Россельхознадзора по Владимирской области пояснил, что указанный телефонный звонок был сделан Орловым А.В., а ходатайство по электронной почте направлено уже после того, как дело было рассмотрено, поскольку оно назначалось к слушанию на 15 часов 00 минут 2 сентября 2021 г. Зубко М.В. в указанный день находилась в отпуске. Изложенные сведения подтвердил письменными документами (л.д. 151-154). Пояснил, что указание в постановлении о том, что дело рассмотрено с участием Орлова А.В. является технической ошибкой.

Из материалов дела следует, что Орлов А.В. присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и получил под роспись его копию, в которой указано, что рассмотрение дела назначено на 15 часов 2 сентября 2022 г. (л.д. 75-76). Таким образом, он был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. Дело могло быть рассмотрено в его отсутствие.

В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ ходатайства заявляются в письменном виде.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Орлов А.В. до 15 часов 2 сентября 2021 г. подавал ходатайства об отложении рассмотрения дела. Поданное после рассмотрения дела - в 16 часов 44 минуты 2 сентября 2021 г. ходатайство рассмотрению не подлежало. Наличие сведений о том, что в тот же день в 15 часов 29 минут он по телефону разговаривал с неизвестным сотрудником Управления Россельхознадзора по Владимирской области также не свидетельствует о незаконности постановления поскольку этот звонок имел место после рассмотрения дела, а сведений о том, с кем именно беседовал Орлов А.В. в деле не имеется и им самим не представлено.

При таких обстоятельствах указание в постановлении о том, что дело рассмотрено с участием Орлова А.В. не влияет на законность и существо принятого постановления и является основанием для изменения постановления в этой части, а не для его отмены.

Указание в решении судьи на нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 13 ЗК РФ сделано явно ошибочно, поскольку из текста протокола, постановления и решения следует, что нарушен не несуществующий п.п. 1 п. 1 ст. 13 ЗК РФ, а п.п. 2 и 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, в связи с чем решение в этой части также подлежит изменению.

В остальной части постановление и решение являются законными и обоснованными. Оснований для их отмены или изменения нет.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Владимирской области от 2 сентября 2021 г. и решение судьи Ковровского городского суда от 27 декабря 2021 г., вынесенные в отношении СПК (колхоз) "Ковровский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, изменить.

Исключить из постановления о назначении административного наказания от 2 сентября 2021 г. сведения о том, что дело рассмотрено с участием Орлова А.В.

В описательно-мотивировочной части решения судьи Ковровского городского суда от 27 декабря 2021 г. указать, что СПК "Ковровский" нарушен не п.п. 1 п. 1 ст. 13 ЗК РФ, а п.п. 2 и 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу Орлова А.В. - без удовлетворения.

Судья областного суда Ю.А. Шайкин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка