ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 11-94/2022

Судья Владимирского областного суда Шайкин Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Строй" (далее - ООО "Гарант-Строй", Общество) Сулакадзе Н.А. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям от 27 сентября 2021 г. и решение судьи Петушинского районного суда Владимирской области от 11 января 2022 г., вынесенные в отношении ООО "Гарант-Строй" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям от 27 сентября 2021 г. ООО "Гарант-Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Петушинского районного суда Владимирской области от 11 января 2022 г. постановление изменено. С применением положений ст. 4.1 КоАП РФ назначенное ООО "Гарант-Строй" наказание в виде штрафа уменьшено до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, генеральный директор ООО "Гарант-Строй" Сулакадзе Н.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что материалы проверки не содержат доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.

ООО "Гарант-Строй", Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. В судебное заседание их представители не явились. Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя (л.д. 157). Защитник ООО "Гарант-Строй" Сапожникова Т.А. телефонограммой от 15 марта 2022 г. ходатайствовала об отложении рассмотрения жалобы в связи с ее нахождением в служебной командировке (л.д. 163). Определением судьи Владимирского областного суда от 15 марта 2022 г. в удовлетворении ходатайства защитника отказано (л.д. 164). В связи с изложенным неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению жалобы.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Учет в области обращения с отходами в 2020 г. регулировался "Порядком учета в области обращения с отходами", утвержденным приказом Минприроды России N 721 от 1 сентября 2011 г. (далее - Порядок N 721), а с 1 января 2021 г. регулируется "Порядком учета в области обращения с отходами" утвержденным приказом Минприроды России N 1028 от 8 декабря 2020 г. (далее - Порядок N 1028).

В соответствии с п. 5 Порядка N 721 и п. 4 Порядка N 1028 учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.

При этом обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду, и (или) по юридическому лицу в целом, его филиалу, обособленному подразделению при их наличии (п. 11 Порядка N 1028, п. 10 Порядка N 721).

Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

ООО "Гарант-Строй" привлечено к административной ответственности в связи с тем, что, осуществляя деятельность по обращению с отходами, в нарушение положений ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст.19 ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка N 721 не вело в 2020 г. учет образованных, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а именно - отходов от разборки индивидуальных металлических гаражей, отходов очистки участка площадью 50 000 кв.м.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из диспозиции ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, объективная сторона указанного административного правонарушения может выражаться исключительно в бездействии в виде неисполнения установленной указанными правовыми актами обязанности.

В ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. А подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (абз. 3 п.п. "з" п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Местом нахождения ООО "Гарант-Строй" в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является: Московская область, г. Истра, п. Полевшина, д. 1, кв. 6 (л.д. 8-13). Сведений о том, что в Петушинском районе Владимирской области находится филиал или обособленное подразделение Общества нет.

То обстоятельство, что нарушение было выявлено при проведении внеплановой выездной проверки на Петушинской городской свалке ТБО, рекультивацией которой на основании муниципального контракта ООО "Гарант-Строй" занималось в период с 22 апреля по 17 ноября 2020 г., территориальную подведомственность рассмотрения дела не изменяет.

Более того, в вину Обществу вменено неосуществление учета отходов на протяжении всего 2020 г.

В соответствии с п.7 Порядка N 721 (действовавшего до 1 января 2021 г.), данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

При этом с 1 января 2021 г. действует Порядок N 1028, согласно п. 11 которого, данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, данные учета отходов в целом за весь 2020 г. должны были обобщаться ООО "Гарант-Строй" в январе 2021 г., то есть в тот период, когда, судя по сведениям, изложенным в постановлении о назначении административного наказания деятельностью Общества на территории Петушинского района уже не осуществлялась. Работы проводились с 22 апреля по 17 ноября 2020г. Акт приемки законченного строительством объекта был подписан 15 декабря 2020 г. На это указано в акте выездной внеплановой проверки (л.д. 78). Следовательно, обобщение данных учета во всяком случае должно было производиться не в Петушинском районе Владимирской области, а в г. Истре Московской области.

Следовательно, место совершения административного правонарушения, определяемое в данном случае местом нахождения юридического лица, к юрисдикции Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям и Петушинского районного суда не относится.

В связи с этим постановление и решение подлежат отмене, как вынесенные с нарушением положений ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а в случае, если правонарушение является длящимся - со дня его обнаружения.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены правовым актом ненормативного характера. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Как указывалось выше в соответствии с п.7 Порядка N 721 (действовавшим до 1 января 2021 г.), данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

С 1 января 2021 г. действует Порядок N 1028, согласно п. 11 которого, данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, неисполнение обязанности по учету отходов в целом за 2020 г. применительно к Порядку N 1028 имеет конкретный срок - не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 25 января 2021г. Это свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Не являлось оно таковым и во время действия Порядка N 721, поскольку им также устанавливались конкретные сроки исполнения такой обязанности.

Таким образом, датой совершения административного правонарушения в данном случае является день, следующий за днем, когда указанные обязанности должны быть исполнены в целом за 2020 г., то есть - 26 января 2021г.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек 26 января 2022 г.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что к настоящему времени срок давности привлечения к административной ответственности истек направление дела для рассмотрения по подведомственности недопустимо. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям от 27 сентября 2021 г. и решение судьи Петушинского районного суда Владимирской области от 11 января 2022 г., вынесенные в отношении ООО "Гарант-Строй" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья областного суда Ю.А. Шайкин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка