КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 4 марта 2022 года Дело N 12-56/2022

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Марулиной Л.М. на постановление судьи Обнинского городского суда Калужской области от 22 ноября 2021 года в отношении Марулиной Лидии Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Обнинского городского суда Калужской области, датированным 18 ноября 2021 года, мотивированное постановление изготовлено 22 ноября 2021 года, Марулина Л.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, Марулина Л.М. просит вынесенное в отношении нее постановление судьи городского суда о назначении административного наказания отменить как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебные заседания Марулина Л.М. не явилась; о дате, месте и времени судебных заседаний она извещена надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела от нее не поступило.

Заслушав выступление защитника Марулиной Л.М. по ордеру от 11 февраля 2022 года адвоката Песковой Н.В., поддержавшей жалобу в полном объеме, мнение главного специалиста отдела охраны и государственного надзора за состоянием и использованием объектов культурного наследия Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Сорокиной А.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (абзац второй преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 33 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Требования по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия установлены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 73-ФЗ), в силу пункта 1 статьи 36 которого проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Согласно подпунктам 1, 3, 7 и 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 4 февраля 1991 года N 35 "О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры" "Комплекс зданий школы Шацкого "Бодрая жизнь", расположенный по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Шацкого, поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

Решением Малого Совета Обнинского городского Совета Народных депутатов от 29 ноября 1991 года N 39-1 утвержден Перечень объектов на территории города Обнинска, объявленных памятниками истории, культуры и природы, в котором значится Комплекс зданий трудовой школы-колонии "Бодрая жизнь"; в комплекс памятника входят деревянные домики по улице Шацкого за NN 1, 4, 5, 6.

На основании приказа заместителя Министра культуры Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 70087-р "Комплекс зданий школы Шацкого "Бодрая жизнь", расположенный по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Шацкого, дома NN 1, 4, 5, 6, проспект Ленина, дом N 10 и улица Пирогова, дом N 17, зарегистрирован как объект культурного наследия регионального значения и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера N.

В период с 22 апреля по 14 мая 2021 года сотрудниками Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области на основании задания от 21 апреля 2021 года N проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс зданий школы Шацкого "Бодрая жизнь", в ходе которых установлено, что нежилые здания N 4 и N 6 на земельном участке с кадастровым номером N, входящие в состав ансамбля "Комплекс зданий школы Шацкого "Бодрая жизнь", снесены; предположительное время сноса - апрель 2021 года; на территории, где были расположены эти дома, обнаружены многочисленные следы строительной техники, строительный мусор: битый кирпич, ломаные доски, листы фанеры.

Установлено также, что собственником земельного участка с кадастровым номером N и расположенных на нем нежилых зданий N 4 и N 6 по улице Шацкого в городе Обнинске на основании договора купли-продажи от 28 августа 2012 N является Марулина Л.М.

При этом Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области как органом, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Калужской области, согласований на проведение каких-либо строительных, хозяйственных и иных работ по зданиям N 4 и N 6 по вышеназванному адресу и на земельном участке с кадастровым номером N в отношении собственника объекта Марулиной Л.М. не осуществлялось. Тем самым Марулиной Л.М. допущены нарушения обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно пункта 1 статьи 36, подпунктов 1, 3, 7 и 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Приведенные выше фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; они являются достаточными для установления юридически значимых обстоятельств по делу и рассмотрения его по существу. Каких-либо существенных противоречий либо неустранимых сомнений, влияющих на выводы судьи городского суда о доказанности вины Марулиной Л.М. в совершении административного правонарушения и правильность квалификации ее действий по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену принятого судебного постановления, в том числе по доводам жалобы, не установлено.

Акт по результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 18 мая 2021 года N и протокол об административном правонарушении от 16 июня 2021 года N составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом административного органа; оснований не доверять указанным в этих документах сведениям не имеется, в связи с чем судья городского суда правомерно признал их допустимыми доказательствами и наряду с иными доказательствами по делу положил в основу вынесенного постановления.

Вопреки утверждениям стороны защиты об обратном, вина Марулиной Л.М. в совершении вмененного ей административного правонарушения подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.

Сведения, приводимые в жалобе, были известны суду первой инстанции на момент вынесения постановления и выводы о виновности Марулиной Л.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают; фактически они сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, правовых оснований к которой не усматривается.

Содержащиеся в адресованной в Калужский областной суд жалобе доводы, сводящиеся к тому, что Марулина Л.М. не знала о том, что принадлежащие ей нежилые здания N 4 и N 6 по улице Шацкого в городе Обнинске являются объектами культурного наследия регионального значения, как и ссылки на то, что в результате пожара в декабре 2012 года нежилое здание N 4 по улице Шацкого в городе Обнинске сгорело, а также о несоблюдении порядка включения объекта культурного наследия в соответствующий реестр, являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно были отвергнуты. Основания не согласиться с подробно приведенными в обжалуемом постановлении мотивами принятого судьей городского суда в этой части решения отсутствуют.

Иные приводимые автором жалобы доводы не являлись условием, при которых Марулина Л.М. как собственник объекта культурного наследия регионального значения могла быть освобождена от выполнения и соблюдения ею требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и, соответственно, основаниями для удовлетворения жалобы являться не могут.

Порядок привлечения к административной ответственности по делу соблюден.

Вмененное Марулиной Л.М. административное правонарушение в сфере охраны объектов культурного наследия по характеру объективной стороны является длящимся. Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел годичный срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение необходимо исчислять со дня обнаружения признаков административного правонарушения в апреле 2021 года и на момент вынесения 22 ноября 2021 года судебного постановления не истек.

Административное наказание Марулиной Л.М. назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответствует требованиям закона.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы Марулиной Л.М. отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Обнинского городского суда Калужской области от 22 ноября 2021 года в отношении Марулиной Лидии Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Е.О. Боярищева


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка