СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33а-763/2022

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Королевой Н.С.

судей Тимощенко Р.И., Шкуратовой А.В.

при секретаре Юдиной Т.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 7 по Калининградской области к Фанталиной Неле Анатольевне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 г. и пени, недоимки по налогу на имущество физических лиц 2014, 2016, 2017 гг. и пени

с апелляционной жалобой административного ответчика Фанталиной Нели Анатольевны на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Тимощенко Р.И., объяснения ответчика Фанталиной Н.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Фанталиной Н.А., указав, что она является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с чем ей были направлены налоговые уведомления с расчетом подлежащих уплате налогов. В установленные законом сроки сумма налогов ответчиком в полном объеме уплачена не была, поэтому направлены требования об уплате налогов и пени, однако административный ответчик свою обязанность по уплате налогов не исполнил. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 410 руб. и пени в размере 88,93 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 120 руб., за 2016 год в размере 335 руб., за 2017 год в размере 703 руб. и пени в сумме 18,87 руб., а всего 1 675,80 руб.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 ноября 2021 года административный иск удовлетворен. С Фанталиной Н.А., проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 410 руб. и пени в размере 88,93 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 120 руб., за 2016 год в размере 335 руб., за 2017 год в размере 703 руб. и пени - 18,87 руб., а всего 1675,80 руб. С Фанталиной Н.А. взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе ответчик Фанталина Н.А. просит решение суда отменить. Считает, что суд необоснованно отказал в истребовании у налоговой инспекции акта сверки. Оплата налога 23 ноября 2021 года производилась за 2019 год, однако эта оплата пошла в счет погашения недоимки за 2018 год. Ей было выставлено требование N 50495 от 20 июня 2021 года на сумму 205 руб. и пени 6,17 руб., в связи с чем пени фактически начислены дважды. Не соглашается с выводом суда о том, что налоговым органом не пропущен срок обращения в суд. Указывает, что истцом не представлено доказательств соблюдения сроков на принудительное взыскание недоимки за 2014, 2016, 2017, 2018 гг. Полагает, что истцом нарушен срок обращения в суд после истечения сроков, указанных в требованиях. Судом не учтено, что в период с 2014 года по 2021 год у нее не было возможности открыть личный кабинет и получать через него документы. У нее отсутствует возможность представить квитанции об оплате налога за 2014 год, так как они пришли в негодность.

Представитель истца Межрайонной ИФНС России N 7 по Калининградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что у Фанталиной Н.А. в 2014-2017 гг. находись в собственности квартиры по адресу: <адрес> (1/4 доли в праве), <адрес>, нежилое помещение (подвал) по адресу: г. <адрес>, а также в ее собственности в 2018 году находились транспортные средства: <данные изъяты> г.р.н. <данные изъяты>, <данные изъяты>, г.р.н. <данные изъяты>.

В налоговом уведомлении N 1182749 от 24 апреля 2015 года, направленном Фанталиной Н.А. по адресу: <адрес>, рассчитана сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год (квартира по адресу: <адрес>) в размере 120 руб., который подлежал уплате не позднее 1 октября 2015 года.

В налоговом уведомлении N 49757799 от 9 сентября 2017 года, направленном Фанталиной Н.А. 20 сентября 2017 года по адресу: <адрес>, рассчитаны суммы налога на имущество физических лиц за 2016 год: квартира по адресу: г. <адрес> - 213 руб., квартира по адресу: <адрес> - 93 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес> 29 руб., которые подлежали уплате не позднее 1 декабря 2017 года.

В налоговом уведомлении N 21986548 от 4 июля 2018 года, направленном Фанталиной Н.А. 18 июля 2018 года по адресу: <адрес>, рассчитаны суммы налога на имущество физических лиц за 2017 год: квартира по адресу: г. <адрес> - 288 руб., квартира по адресу: <адрес> - 185 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес> - 230 руб., которые подлежали уплате не позднее 3 декабря 2018 года.

В налоговом уведомлении N 15740823 от 4 июля 2019 года, направленном Фанталиной Н.А. 16 июля 2019 года по адресу: <адрес>, рассчитана сумма транспортного налога за 2018 год: автомобиль <данные изъяты> - 205 руб., автомобиль <данные изъяты> - 2 558 руб., которая подлежала уплате не позднее 2 декабря 2019 года.

21 марта 2017 года налоговым органом в адрес Фанталиной Н.А. направлено требование N 34821 по состоянию на 1 марта 2017 года об уплате в добровольном порядке в срок до 25 апреля 2017 года недоимки по уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 1 октября 2015 года в размере 120 руб. и пени - 37,74 руб.

4 марта 2018 года заказным письмом в адрес Фанталиной Н.А. направлено требование N 36835 по состоянию на 21 февраля 2018 года об уплате в добровольном порядке в срок до 3 апреля 2018 года недоимки по уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 1 декабря 2017 года в размере 335 руб.

10 февраля 2019 года административному ответчику направлено требование N 32861 по состоянию на 4 февраля 2019 года об уплате в добровольном порядке в срок до 1 апреля 2019 года недоимки по уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 3 декабря 2018 года в размере 703 руб. и пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, на сумму 68,38 руб.

Ответчик требования налогового органа не исполнил. Наличие задолженности по налогу на имущество физических лиц за спорные налоговые периоды подтверждается сведениями, представленными налоговым органом.

17 декабря 2019 года Фанталина Н.А. уплатила транспортный налог на сумму 6 651 руб., из которых 205 руб. учтено в счет недоимки по транспортному налогу за 2016 год, за 2017 год - 4 298 руб., за 2018 год - 2148 руб.

24 февраля 2020 года заказным письмом в адрес Фанталиной Н.А. направлено требование N 37842 по состоянию на 13 февраля 2020 года об уплате в добровольном порядке в срок до 7 апреля 2020 года недоимки по транспортному налогу по сроку уплаты 1 декабря 2019 года в размере 615 руб.

23 ноября 2020 года Фанталина Н.А. оплатила недоимку по транспортному налогу за 2018 год на сумму 205 руб.

Таким образом, остаток непогашенной недоимки по транспортному налогу за 2018 год составляет 410 руб. (615 - 205).

15 января 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ по делу N 2а-72/2021 о взыскании с Фанталиной Н.А. указанной выше недоимки и пени.

Определением и.о. мирового судьи 4-го судебного участка Ленинградского судебного района Калининграда - мировым судьей 2-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда от 24 февраля 2021 года судебный приказ по делу N 2а-72/2021 отменен.

Настоящее исковое заявление направлено в суд почтой 23 августа 2021 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с настоящим административным иском несостоятельны в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога и пени подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу п. 3 этой же статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла ст. 48 НК РФ и главы 11.1 КАС РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд за выдачей судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей.

Как уже указано выше, мировым судьей 15 января 2021 года был выдан судебный приказ о взыскании с ответчика указанной выше недоимки по налогам, такой приказ отменен 24 февраля 2021 года. В суд настоящий административный иск налоговым органом направлен почтой 23 августа 2021 года, то есть в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования налогового органа, суд, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, правильность исчисления размера налогов, сроки обращения в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов, пришел к выводу о взыскании с ответчика указанных выше недоимок и пени.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части взыскания недоимки по транспортному налогу в размере 410 руб. и пени в размере 88,93 руб., поскольку они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.

Указание Фанталиной Н.А. на то, что ею в полном объеме погашена недоимка по транспортному налогу, не может быть принято во внимание.

Как следует из материалов дела, 17 декабря 2019 года от Фанталиной Н.А. поступил платеж в размере 6651 руб., в связи с чем, налоговый орган произвел соответствующие зачеты перечисленных в счет уплаты транспортного налога денежных средств за периоды задолженности, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом налогоплательщика: 205 руб. зачтены налоговым органом в счет погашения недоимки за 2016 год, 4 298 руб. за 2017 год, 2 148 руб. за 2018 год. Остаток непогашенной недоимки по транспортному налогу за 2018 год составляет 410 руб.

Представленные административным ответчиком квитанции не подтверждают оплату недоимки по транспортному налогу за 2018 год, поскольку оплата была произведена за иные налоговые периоды. Так, в квитанции N 40188168 от 24.11.2020 на сумму 205 руб. указан налоговый период - 01.12.2020, в квитанции N 182667 от 19.10.2021 на сумму 205 руб. указан налоговый период 18.10.2021.

С выводами суда в части взыскания недоимки по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 120 руб., за 2016 год в размере 335 руб., за 2017 год в размере 703 руб. и пени 18,87 руб. судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно подп. 7, 10 п. 1 статьи 407 НК РФ военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание, имеют право на налоговую льготу.

Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, является исчерпывающим и установлен пунктом 4 статьи 407 НК РФ: квартира или комната, жилой дом, помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 этой же статьи, то есть только тех специально оборудованных нежилых помещений, которые физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность используют исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования; хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 этой же статьи (хозяйственные строения или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства); гараж или машино-место.

В силу абзаца четвертого пункта 6 статьи 407 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (пп. 4, 5 ст. 407 НК РФ) по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 407 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

В силу положений ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Согласно справке УФСБ России по Калининградской области N 797 от 2 июня 2021 года, Фанталина Н.А. с 1 января 2017 года является получателем пенсии за выслугу лет за период военной службы с 27 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года.

По сообщению МИФНС России N 8 по г. Калининграду 24.02.2022 Фанталина Н.А. обратилась в инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, на основании которого произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 гг.

Как следует из карточки расчета с бюджетом, Фанталиной Н.А. предоставлена льгота в отношении квартиры по адресу: <адрес>

Поскольку налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц подлежит применению с периода, в котором у налогоплательщика возникло право на эту льготу, при наличии у Фанталиной Н.А. такого права в спорный период времени, административный ответчик подлежит освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц за 2014-2017 гг. в отношении квартиры по адресу: <адрес> и от уплаты пени в размере 18,87 руб., начисленных в связи с несвоевременной уплатой налога в сумме 120 руб. за 2014 год.

Таким образом, решение подлежит отмене в части взыскания с Фанталиной Н.А. недоимки по налогу на имущество за 2014 год в размере 120 руб. и пени в размере 18,87 руб. с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске.

Решение суда подлежит также изменению с уменьшением суммы взысканной с Фанталиной Н.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год до 122 руб. (93 + 29), за 2017 год до 415 руб. (185 + 230).

Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В связи с изложенным, решение подлежит изменению в части взыскания с ответчика государственной пошлины, которая подлежит взысканию в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 ноября 2021 года отменить в части взыскания с Фанталиной Н.А. недоимки по налогу на имущество за 2014 год в размере 120 руб. и пени в размере 18,87 руб. и принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований о взыскании с Фанталиной Н.А. недоимки по налогу на имущество за 2014 год в размере 120 руб. и пени в размере 18,87 руб. отказать.

Это же решение изменить, уменьшив сумму взысканной с Фанталиной Н.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год до 122 руб., за 2017 год до 415 руб., а также взыскав с Фанталиной Н.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 21 марта 2022 года.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка