КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 7А-77/2022

Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,

при секретаре Каленик А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Альянсмет" Высоцкой Натальи Николаевны на постановление должностного лица - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного управления Росприроднадзора от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альянсмет", и решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 24 ноября 2021 года.

Заслушав объяснения защитника ООО "Альянсмет" по доверенности Высоцкой Н.Н., исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного управления Росприроднадзора от 14 сентября 2021 юридическое лицо - ООО "Альянсмет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 24 ноября 2021 года с учетом определения от 28 января 2022 года об исправлении описки, названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе защитник ООО "Альянсмет" по доверенности Высоцкая Н.Н. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Указывает, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не была представлена Обществом в адрес Управления Росприроднадзора в связи с тем, что ответственный за это специалист, выполняющий функции инженера-эколога на предприятии, ошибочно отнес отходы, за который взимается плата, к твердым коммунальным отходам, за которые плата в силу положений ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с образователей не взимается. Указывает, что декларация за 2020 год была направлена в адрес Управления Росприроднадзора 30 августа 2021 года, а плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год перечислена ООО "Альянсмет" на счет Управления Росприроднадзора 26 августа 2021 года. Просит учесть, что ранее ООО "Альянсмет" к административной ответственности не привлекалось, допущенное Обществом нарушение устранено до составления протокола об административном правонарушении, при этом бездействие Общества не причинило вреда и не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Выслушав объяснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2992 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую вреду и ее форма, которым определены требования к представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату в соответствии с п.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования - в случае представления декларации о плате в форме электронного документа

и ее территориальные органы - в случае представления декларации о плате на бумажном носителе.

Согласно п.2 данного Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что ООО "Альянсмет" состоит в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 16 марта 2020 года, то есть является лицом, обязанным в соответствии с п.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако, в нарушение п.2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, в срок до 10 марта 2021 года Общество не представило в уполномоченный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Вина ООО "Альянсмет" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которым в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должностным лицом, и судьей районного суда дана надлежащая оценка, и защитником Общества не отрицается.

Всем доказательствам в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьей районного суда дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доказательств того, что в период с 01 января по 10 марта 2021 года ООО "Альянсмет" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно, по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, материалы дела не содержат.

Защитником Общества в жалобе не отрицалось то обстоятельство, что такая декларация была подана ООО "Альянсмет" в Управление Росприроднадзора в форме электронного документа только 30 августа 2021 года, то есть по истечении установленного срока ее подачи.

Действия ООО "Альянсмет" квалифицированы правильно. Порядок и срок давности привлечения его к административной ответственности соблюдены.

При назначении административного наказания должностное лицо вопрос о применении положений ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследовал, несмотря на доводы ООО "Альянсмет" об этом, судья районного суда счел назначенное наказание в виде административного штрафа справедливым, исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным либо для замены наказания на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 Кодекса не усмотрел, указав, что совершение административного правонарушение повлекло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учетом взаимосвязанных положений ч.3 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса.

Из материалов дела следует, что правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного экологического контроля (надзора). Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на сайте ФНС России, ООО "Альянсмет" (ОГРН 1123926012847, ИНН 3906260839) является микропредприятием, состоит в реестре с 01 августа 2016 года, основным видом его деятельности является обработка отходов и лома драгоценных металлов.

Данных о том, что ООО "Альянсмет" ранее привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат. Перечисленные в ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последствия либо угроза их возникновения не наступили. Обстоятельств, свидетельствующих, что совершение административного правонарушение повлекло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, не установлено.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом, хотя и с нарушением срока, но подана до составления протокола об административном правонарушении, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год внесена.

При таких обстоятельствах полагаю возможным в соответствии с со ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить назначенное ООО "Альянсмет" наказание в виде административного штрафа в размере 20 00 рублей на предупреждение.

В этой связи постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного управления Росприроднадзора от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альянсмет", и решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 24 ноября 2021 года подлежат изменению с заменой назначенного Обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного управления Росприроднадзора от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альянсмет", и решение судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 24 ноября 2021 года изменить, заменив назначенное ООО "Альянсмет" наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В остальной части это же постановление оставить без изменения.

Судья


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка