СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 марта 2022 года Дело N 33-1478/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Рудковской И.А. и Сальниковой Н.А.,

при секретаре Широкове О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1365-2021 (УИД 38RS0017-01-2021-001888-36) по иску Абрамова В.А. к ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности

по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Абрамов В.А. обратился в суд с иском к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения" по Нижнеудинскому району Иркутской области, в обоснование которого указал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес изъят>. Межведомственной комиссией после наводнения 2019 года его жилой дом не обследовался. При этом принадлежащий ему дом включен в Перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. Однако, обратившись с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным гражданам, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, получил отказ по причине отсутствия права гражданина на единовременную денежную выплату.

Абрамов В.А. просит суд обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как относящемуся к отдельной категории граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принять решение о перечислении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как относящемуся к отдельной категории граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисова М.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку жилое помещение, принадлежащее истцу, не входит в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты является законным. Кроме того, истец не оспаривает законность принятого решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты. Обращает внимание на то, что в целях удостоверения права на получение единовременной денежной выплаты заявление подается в срок не позднее 30 июня 2020 года, при этом данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Однако суд фактически продлил указанный срок, нарушив требования принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Полагает, что возложение на министерство обязанности по принятию решения о перечислении единовременной денежной выплаты в нарушение требований указа губернатора N 12-уг, влечет невозможность исполнения оспариваемого решения суда.

Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от Абрамова В.А.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., объяснения представителя ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг от 27 июня 2019 года "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Указом Губернатора Иркутской области N 12-уг от 22 января 2020 года утверждено Положение, в соответствии с которым в Иркутской области за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно пункту 4 Положения право на единовременную денежную выплату имеет гражданин, проживающий в жилом помещении, признанном в установленном порядке пригодным для проживания либо подлежащим капитальному ремонту, расположенном в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации в отдельно стоящих жилых домах, включенном в перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией (прилагается) (далее соответственно - перечень, жилое помещение), отвечающий на момент обращения за предоставлением единовременной денежной выплаты одному из следующих условий (далее - гражданин):

1) являвшийся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) жилого помещения, чье право собственности на такое жилое помещение зарегистрировано в установленном порядке, или имеющий документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение;

2) являвшийся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

В целях удостоверения права гражданина на получение единовременной денежной выплаты гражданин или его представитель в срок не позднее 30 июня 2020 года обращается с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (пункт 9 Положения).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Абрамов В.А. является собственником жилого дома, общей площадью 38,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 года N 1147) территория <адрес изъят> полностью включена в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации.

Обратившись 14 февраля 2020 года с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании указа Губернатора Иркутской области N 12-уг от 22 января 2020 года, Абрамов В.А. получил отказ в связи с отсутствием дома, принадлежащего ему, в перечне жилых помещений, находившихся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск Абрамова В.А., суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что жилой дом Абрамова В.А. включен в перечень жилых помещений, восстановление, инженерная защита и эксплуатация которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, утвержденный Указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 года N 12-уг.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Отклоняются судебной коллегией доводы жалобы о том, что жилое помещение, принадлежащее истцу, не входит в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 года N 1147) территория <адрес изъят> полностью включена в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации.

Не заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на министерство обязанности по принятию решения о перечислении единовременной денежной выплаты в нарушение требований указа губернатора N 12-уг, влечет невозможность исполнения оспариваемого решения суда, так как свидетельствует о неправильном толковании Положения, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 года N 12-уг.

Так, пунктом 23 Положения установлено, что к заявлению о перечислении выплаты прилагаются следующие документы: положительное решение, договор купли-продажи жилого помещения; договор участия в долевом строительстве, документы, подтверждающие внесение гражданином собственных и (или) заемных средств.

Решение о предоставлении единовременной денежной выплаты является документом, удостоверяющим право гражданина на получение единовременной денежной выплаты.

Таким образом, только после принятия уполномоченным государственным органом решения о предоставлении единовременной денежной выплаты Абрамову В.А., у него возникает возможность заключить договор купли-продажи жилого помещения, договор участия в долевом строительстве, которые впоследствии предоставляются в министерство для перечисления единовременной денежной выплаты в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2020 года N 12-уг.

Довод жалобы о том, что истцом пропущен установленный законом срок для подачи заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании указа Губернатора Иркутской области N 12-уг от 22 января 2020 года, является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 9 Положения заявление на получение единовременной денежной выплаты подается в срок не позднее 30 июня 2020 года, при этом истец Абрамов В.А. за получением социальной выплаты обратился 14 февраля 2020 года, следовательно истец заблаговременно обратился, в связи с чем срок им не пропущен.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и подлежат отклонению. Данные доводы приводились ранее, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в апелляционном порядке.

Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Герман

Судьи И.А. Рудковская

Н.А. Сальникова

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 9 марта 2022 года


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка