СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2022 года Дело N 33-2010/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Губаревич И.И.,

судей Рудковской И.А. и Черемных Н.К.,

при секретаре Горячкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4033/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-005257-95) по исковому заявлению Фалеевой Н.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы, периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОПФР по Иркутской области Викуловой О.П. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Фалеева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области), с учетом уточнений, просила признать незаконным решение пенсионного органа от Дата изъята Номер изъят об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж педагогической деятельности периоды отпусков по уходу за детьми с 15.12.2000 по 31.08.2001, с 13.09.2012 по 23.12.2013, периоды работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 3 г. Иркутска с 07.09.2004 по 30.06.2010 в должности (данные изъяты), в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5 города Иркутска" с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 23.12.2013 по 24.04.2020 (данные изъяты); обязать ответчика досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с 24.04.2020.

В обоснование исковых требований указано, что 24.04.2020 истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от Дата изъята Номер изъят ей было отказано в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. В стаж на соответствующих видах работы не были включены, в том числе период работы в средней школе N 16 г. Иркутска, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.12.2000 по 31.08.2001.

Обжалуемым решением суда исковые требования Фалеевой Н.В. удовлетворены частично. На ответчика возложена обязанность включить в стаж работы Фалеевой Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5 города Иркутска" с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 24.12.2013 по 24.04.2020 в должности (данные изъяты). В удовлетворении исковых требований Фалеевой Н.В. в большем размере отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОПФР по Иркутской области Викулова О.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в исходя из условий, приведенных в п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должности (данные изъяты) в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5 города Иркутска" с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 24.12.2013 по 24.04.2020 могла быть зачтена в специальный стаж работы истца только в том случае, если бы на указанную дату она имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. На 01.01.2001 специальный стаж истца составил менее 16 лет 8 месяцев. Также у истца отсутствует факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Бражниковой О.М., поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.

В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть заработной платы) для учителей 1-4 классов образовательных учреждений составляет 20 часов в неделю, для педагогических работников образовательных учреждений, действовавшим в спорный период, так же в спорный период установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 18 часов в неделю - учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Фалеева Н.В., Дата изъята года рождения, зарегистрирована в системе персонифицированного учета Дата изъята.

В период с 07.09.2004 по 30.09.2009 Фалеева Н.В. работала в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 3 г. Иркутска в должности (данные изъяты), основным направлением деятельности которой является дополнительное образование детей и развитие творческих способностей.

С 21.10.1997 средняя школа N 3 переименована в муниципальное образовательное учреждение средняя школа N 3; с 30.08.2002 муниципальное образовательное учреждение средняя школа N 3 переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 3; с 27.11.2006 муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 3 переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 3 г. Иркутска; с 09.11.2011 муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 3 г.Иркутска переименована в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа N 3.

Согласно Уставу МБДОУ города Иркутска СОШ N 3, утвержденному в 2015 года, основной целью и предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

С 01.10.2009 по настоящее время Фалеева Н.В. работает в должности (данные изъяты) в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5" г. Иркутска.

С 15.12.2000 по 31.08.2001, с 13.09.2012 по 23.12.2013 истец находилась в отпусках по уходу за детьми. 24.04.2020 Фалеева Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ГУ - УПФР в Ленинском районе г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят Фалеевой Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно решению пенсионного органа стаж педагогической деятельности Фалеевой Н.В. составил 11 лет 01 месяц 03 дня при требуемом стаже 25 лет (в соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, стаж на соответствующих видах работ по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составил 07 лет 02 месяца 23 дня при требуемом не менее 16 лет 08 месяцев, в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 факт работы в учреждении дополнительного образования детей отсутствует).

Указанным решением ответчик не включил в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Фалеевой Н.В. в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 3 г. Иркутска с 07.09.2004 по 30.09.2009 в должности (данные изъяты), в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5 города Иркутска" с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 23.12.2013 по 24.04.2020 (данные изъяты); периоды отпусков по уходу за детьми с 15.12.2000 по 31.08.2001, с 13.09.2012 по 23.12.2013.

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 07.09.2004 по 30.09.2009 в должности (данные изъяты) в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 3 г. Иркутска и отказывая в удовлетворении их, суд первой инстанции исходил из того, что у Фалеевой Н.В. на 01.01.2001 отсутствовал требуемый стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781 (16 лет 8 месяцев); не доказано, что истец в спорный период фактически работала (данные изъяты) и выполняла норму рабочего времени.

Рассматривая исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы истца в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5" г. Иркутска (данные изъяты) с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 24.12.2013 по 24.04.2020, суд первой инстанции исходил из того, что должность и учреждение, в котором работала и работает Фалеева Н.В., предусмотрены Списком; в указанные периоды истец выполняла установленную учебную нагрузку, и пришел к выводу о наличии оснований для включения в стаж работы Фалеевой Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5 города Иркутска" с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 24.12.2013 по 24.04.2020 в должности (данные изъяты).

Поскольку периоды нахождения истца в отпусках по уходу за детьми с 15.12.2000 по 31.08.2001 и с 13.09.2012 по 23.12.2013 имели место после введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (06.10.1992), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их включения в специальный стаж.

Поскольку с учетом специального стажа, определенного решением пенсионного органа, и стажа, включенного судом, стаж педагогической деятельности Фалеевой Н.В. составил менее требуемых 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Фалеевой Н.В. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и оснований для признания решения ответчика незаконным.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5" г. Иркутска (данные изъяты) с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 24.12.2013 по 24.04.2020, поскольку он сделан без учета п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

Судом первой инстанции не учтено, что с 01.01.2001 работа в должности (данные изъяты) в учреждениях дополнительного образования детей (к которым относится и музыкальная школа) засчитывается в специальный стаж при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж педагогической работы не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в учреждениях дополнительного образования.

Пункт 12 указанных Правил воспроизводит аналогичную норму, которая содержалась в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067.

Этой нормой установлена специальная гарантия государства по реализации права на досрочное пенсионное обеспечение в отношении тех педагогических работников, которые длительное время проработали в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев), и продолжали педагогическую деятельность в указанных учреждениях после 01.01.2001. Для граждан, имеющих непродолжительный (не имеющих) стаж указанной работы на дату 01.01.2001, создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периодов работы в должности (данные изъяты) в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067" работа в должности (данные изъяты) в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000 включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01.01.2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности (данные изъяты) в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П).

Для граждан, которые в период до 31.12.2000 занимали должность (данные изъяты) в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 01.01.2001 в этой должности.

Стаж истца Фалеевой Н.В. на соответствующих видах работ по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" на 01.01.2001 составил 07 лет 02 месяца 23 дня при требуемом не менее 16 лет 08 месяцев, факт работы в учреждении дополнительного образования детей в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 отсутствует.

При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для включения в специальный стаж периодов работы истца в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 5" г. Иркутска (данные изъяты) с 01.10.2009 по 23.06.2012, с 24.12.2013 по 24.04.2020, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА: