СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2022 года Дело N 33-952/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,

при секретаре Шалатоновой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" Паламарчук В.А. на решение Советского районного суда г.Брянска от 24 сентября 2021 года по иску Гапеева Владимира Кузьмича к ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области", УМВД России по Брянской области о признании права на медицинское обслуживание, обязании восстановить на медицинском обслуживании.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" Паламарчук В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гапеев В.К. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что с начала службы в органах внутренних дел с 12 апреля 1982 года по 5 января 1997 года находился на медицинском обслуживании в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области", уволен из органов по ограниченному состоянию здоровья. После увольнения продолжил медицинское обслуживание в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области". Пенсия за выслугу лет ему выплачивалась в период с 5 января 1996 года по 11 января 2007 года. С февраля 2007 года выплата пенсии прекращена в связи с переходом на пенсионное обеспечение в УПФР Советского района Брянской области. С 2020 года ему стало известно, что он снят с медицинского обслуживания в связи с тем, что не является получателем пенсии по линии МВД.

Просил суд признать за ним право на медицинское обслуживание в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области"; обязать ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" восстановить его на медицинском обслуживании в данном учреждении.

В ходе судебного разбирательства для участия в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Брянской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе города Брянска (межрайонное).

Решением суда от 24 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.

Суд признал за Гапеевым В.К. право на медицинское обслуживание в ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" и обязал ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" восстановить Гапеева В.К. на медицинском обслуживании в ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области".

В апелляционной жалобе представитель ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" Паламарчук В.А. просила отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая в доводах, что после вступления в силу 21 июня 2019 года Приказа МВД России от 24 апреля 2019 года N 275 произведена перерегистрация пациентов, прикрепленных на медицинское обслуживание к ведомственной поликлинике. Гапееву В.К., не состоящему на пенсионном обеспечении в УМВД России по Брянской области, было отказано в медицинском обслуживании в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области". Кроме того, социальные гарантии сотрудникам и пенсионерам ОВД в виде медицинской помощи предоставляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД России на медицинскую помощь сотрудников и пенсионеров, поэтому реализация указанных льгот не является обеспечением конституционного права Гапеева В.К. на доступ к медицинскому обслуживанию. Право Гапеева В.К. на доступ к медицинскому обслуживанию в МСЧ не нарушено, поскольку он имеет полис обязательного медицинского страхования и имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В письменных возражениях Гапеев В.К. просил решение суда ставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Гапеева В.К., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в его отсутствие не поступало, а также в отсутствии представителя ОПФР по Брянской области, представившего письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя учреждения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Порядок прикрепления на медицинское обслуживание к лечебно-профилактическим учреждениям системы МВД России был определен Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей".

На основании пункта 2 Правил предусматривается, что прикрепление сотрудников, уволенных со службы, на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России производится по направлению соответствующих пенсионных органов.

В силу пункта 7 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД, утвержденного Приказом МВД РФ от 8 ноября 2006 года N 895 (утратило силу в связи с изданием Приказа МВД России от 24 апреля 2019 года N 275), в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи, а также из федеральных органов налоговой полиции.

При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются следующие категории указанных лиц: сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении) (п. 7.1).

В соответствии с частью 5 статьи11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом частью 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии, а также на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.

Как следует из материалов дела, Гапеев В.К., бывший оперативный дежурный дежурной части ИТК-2 УИН УВД <адрес>, майор внутренней службы, уволен из органов внутренних дел с 5 января 1997 года по пункту "3" статье 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга в календарном исчислении составила 14 лет 03 месяца 05 дней, в льготном исчислении 24 года 03 месяца 01 день.

Согласно свидетельству о болезни N 382 от 6 декабря 1996 года заболевание, указанное в свидетельстве, Гапеевым В.К. получено в период военной службы.

В период с 5 января 1997 года по 31 января 2008 года ему как пенсионеру МВД России выплачивалась пенсия за выслугу лет.

С 1 февраля 2008 года выплата пенсии прекращена в связи с переходом на пенсию по линии Пенсионного фонда РФ.

1 января 2010 года Гапееву В.К. установлена 1-ая группа инвалидности, причина инвалидности - общее заболевание.

Гапеев В.К. был прикреплен на медицинское обслуживание к поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Брянской области" в период прохождения службы в органах внутренних дел и вплоть до 2020 года, то есть его медицинское обслуживание в ведомственной поликлинике осуществлялось, в том числе уже после выхода на пенсию, а также после перехода Гапеева В.К. в 2008 году на иной вид пенсионного обеспечения в органы Пенсионного фонда РФ.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что оснований для снятия истца с медицинского обслуживания в ФКУЗ МСЧ МВД России по Брянской области отсутствовали, поскольку его право на медицинское обслуживание как пенсионера возникло при увольнении с назначением пенсии в январе 1997 года. При этом, получив такое право, истец использовал его путем получения медицинской помощи в медицинском учреждении системы Министерства внутренних дел Российской Федерации с момента выхода на пенсию.

Мотивы, по которым суд отклонил доводы ответчиков о необходимости применения к возникшим правоотношениям положений приказа МВД России от 24 апреля 2019 года N 275 "Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", регулирующего порядок организации оказания медицинской помощи указанным категориям граждан, подробным образом изложены в мотивировочной части решения суда и являются обоснованными.

Поскольку ранее Гапеев В.К. был прикреплен для обслуживания в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области", обстоятельства, в связи с которыми он был прикреплен для медицинского обслуживания, не изменились, право на медицинское обслуживание не утрачено, суд первой инстанции обоснованно признал за ним право на медицинское обслуживание и обязал к восстановлению на медицинском обслуживании в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области".

Буквальное содержание всех указанных нормоположений свидетельствует о предоставлении права на получение медицинского обслуживания в медицинских учреждениях МВД именно лицам, уволенным из органов внутренних дел и имеющих выслугу более 20 лет, а также уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, без установления взаимосвязи данного права непосредственно с фактом получения данными лицами пенсии по выслуге лет, либо по инвалидности именно по линии МВД.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, нарушения норм материального и процессуального права судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" Паламарчук В.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда С.А. Алейникова

И.М. Фролова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2022 г.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка