СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 марта 2022 года Дело N 33-670/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

Петраковой Н.П.

судей областного суда

Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.

при секретаре

       Пешей Е.В.


рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника отделения территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ Семененко Н.В. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 2 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску Петрунина <данные изъяты> к отделению территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, войсковой части 41495, Министерству обороны РФ в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ, филиалу "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ о признании незаконным отказа в предоставлении служебного жилого помещения, понуждении предоставить жилое помещение.

Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Петрунин О.Е. обратился в суд с иском к отделению территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, войсковой части 41495, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 41495 в должности <данные изъяты>. Являясь лицом из гражданского персонала, обратился в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о предоставлении жилого помещения по месту работы. Решением отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту работы в связи с тем, что он обеспечен жильем по установленным нормам по месту работы в <адрес>.

Ссылаясь, что зарегистрирован в д. ФИО1 <адрес> в жилом доме, который ему на праве собственности не принадлежит, членом семьи собственника указанного жилого помещения он не является, в <адрес> ФИО1 <адрес> по месту работы жилья не имеет, Петрунин О.Е. просил суд признать незаконным решение отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту работы; обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по месту работы.

Определением суда от 14.09.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, филиал "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ.

Решением Дубровского районного суда от 02.12.2021 исковые требования Петрунина О.Е. удовлетворены частично.

Суд признал незаконным решение отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; обязал отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации предоставить Петрунину О.Е. жилое помещение по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> по договору найма служебного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Петрунина О.Е. к войсковой части 41495, Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении служебного жилого помещения, понуждении предоставить жилое помещение - отказал.

В апелляционной жалобе начальник отделения территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ Семененко Н.В. просит отменить решение Дубровского районного суда Брянской области от 02.12.2021, как незаконное. Указывает, что в нарушение положений главы 22 КАС РФ суд в рамках гражданского судопроизводства рассмотрел вопрос о законности решения отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд. Ссылается, что суд, обязав отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ предоставить жилое помещение, не принял во внимание, что отделение не является юридическим лицом, все решения принимаются его начальником на основании доверенности.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали, от начальника отделения территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ Семененко Н.В. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Петрунин О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 41495 в должности водителя <данные изъяты>, дислоцирующейся в <адрес> ФИО1 <адрес>.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации" занимаемая Петруниным О.Е. должность относится к должностям, замещаемым лицами гражданского персонала.

Петрунин О.Е., являясь лицом гражданского персонала, полагая, что имеет право на обеспечение жилым помещением на период работы по месту дислокации воинской части в <адрес>, где он осуществляет трудовую деятельность, ввиду отсутствия у него в указанном населенном пункте какого-либо жилья обратился в отделение (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес>.

Решением отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту работы в связи с тем, что истец обеспечен жильем по установленным нормам по месту работы в <адрес>.

Из материалов дела следует, что Петрунин О.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес>, д. ФИО1, <адрес> <адрес>.

Справкой Сещинской сельской администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что фактически по месту регистрации истец не проживает.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ФИО6, членом семьи которой истец не является.

Из акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> следует, что ФИО2 проживает по указанному адресу.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся военнослужащим войсковой части N <адрес>, в связи с чем на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ N ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ <данные изъяты> Петрунину О.Е. и совместно проживающим с ним членам семьи на основании п. 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.

Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости у Петрунина О.Е. отсутствуют.

Удовлетворяя исковые требования Петрунина О.Е., суд первой инстанции исходил из того, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является сотрудником в/ч 41495, дислоцированной в <адрес> ФИО1 <адрес>, при этом каким-либо жилым помещением по месту работы в <адрес> не обеспечен, в собственности жилых помещений не имеет, в жилом помещении по месту регистрации фактически не проживает, нуждаемость истца в жилом помещении по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> в настоящее время подтверждена, в связи с чем отказ отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению Петрунину О.Е. жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> должна быть возложена на отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о незаконности решения отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе Петрунину О.Е. во включении в список на предоставление служебных жилых помещений. Вместе с тем не может согласиться с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. ст. 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе и вопросы правомерного владения и распоряжения федеральной собственностью.

В соответствии со ст. ст. 214, 125 ГК РФ Министерство обороны РФ осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.

В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ, ч.ч. 1 и 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно положениям ст.ст. 92, 99, 100 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированным жилым помещениям, которые предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых этими лицами (наймодатель) с гражданином (нанимателем).

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.

В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в личный состав Вооруженных Сил РФ входят военнослужащие и лица гражданского персонала.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 485 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу пункта 3 Инструкции служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) (п. 5).

Для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии лицо гражданского персонала представляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) заявление по рекомендуемому образцу (Приложение N 2 к настоящей Инструкции) (п. 7).

Договор найма служебного жилого помещения либо договор найма жилого помещения в общежитии заключается с лицом гражданского персонала в соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (п. 8).

Учитывая, что Петрунин О.Е. на момент обращения в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, по месту работы в <адрес> жилого помещения для проживания не имеет, тем самым относился к числу лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на период его работы в войсковой части, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа в предоставлении служебного жилого помещения, понуждении предоставить жилое помещение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно рассмотрел настоящее дело в порядке гражданского судопроизводства, в то время как настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признает несостоятельными, учитывая, что отказ отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в обеспечении Петрунина О.Е. жильем свидетельствует о необходимости рассмотрения дела в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как затрагиваются права последнего на жилище, в связи с чем суд обоснованно рассмотрел настоящее дело в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а отказ ответчика послужил лишь основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Указанные доводы жалобы противоречат разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ", согласно которым не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Доводам ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском судом дана надлежащая оценка, при этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный срок не пропущен.

Вместе с тем выводы суда о возложении на отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ обязанности по предоставлению служебного помещения являются необоснованными, поскольку филиал в силу ч. 3ч. 3 ст. 55 ГК РФ не является юридическим лицом, не обладает процессуальной правоспособностью и дееспособностью, не может быть истцом и ответчиком по требованиям в судебном процессе, в связи с этим отсутствуют основания для удовлетворения предъявленных к отделению территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ требований о понуждении предоставить служебное жилое помещение.

При изложенных обстоятельствах состоявшееся решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) в части возложения обязанности на отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации предоставить Петрунину О.Е. жилое помещение по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> по договору найма служебного жилого помещения. Указанная обязанность подлежит возложению на юридическое лицо - ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дубровского районного суда Брянской области от 2 декабря 2021 года отменить в части возложения обязанности на отделение территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации предоставить Петрунину О.Е. жилое помещение по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> по договору найма служебного жилого помещения.

В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение Дубровского районного суда Брянской области от 2 декабря 2021 года отменить в части отказа в возложении обязанности предоставить Петрунину О.Е. жилое помещение жилое по месту работы в <адрес> ФИО1 <адрес> по договору найма служебного жилого помещения на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.

В указанной части принять новое решение, которым исковые требования Петрунина О.Е. удовлетворить.