СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2022 года Дело N 33-347/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,

при секретаре Шалатоновой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Амелина И.М. на решение Советского районного суда г.Брянска от 17 сентября 2021 года по иску Амелина Ивана Михайловича к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальная ремонтно- эксплуатационная служба" (ООО "КРЭС") о возложении обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию, возложении обязанности производить расчет платы за тепловую энергию по показаниям индивидуального прибора учета, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, судебных расходов,

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., судебная коллегия

установила:

Амелин И.М. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором установлен индивидуальный прибор учета тепловой электроэнергии VALTEC N, прибор опломбирован (пломба N), допущен в эксплуатацию с 14 декабря 2020 года. Показания прибора на момент ввода 7,0613 Гкал.

Управление общим имуществом многоквартирного дома по указанному адресу осуществляет ООО "КРЭС", но неоднократные обращения с заявлением производить учет и оплату тепловой энергии по показаниям ИПУ, оставлены без удовлетворения, в связи с чем он понес непредвиденные расходы на оплату отопления. Кроме того, он и его семья испытала нравственные страдания.

Просил суд обязать ООО "КРЭС" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 14 декабря 2020 года по настоящее время в соответствии с ИПУ; взыскать с ООО "КРЭС" излишне уплаченные денежные средства за отопление за период декабрь 2020 года - май 2021 года в общем размере 8 880 руб. 56 коп, расходы по оплате государственной пошлины; возложить обязанность производить учет платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.

Решением суда от 17 сентября 2021 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Амелин И.М. просил отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая в доводах, что ответчик использует порядок расчета размеры платы за тепловую энергию без показаний ИПУ, руководствуясь положениями абзаца 9 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354. Однако решением Верховного Суда РФ от 19 мая 2021 г. N АКПИ21-247 были признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда абзац девятый пункта 54 указанных Правил, абзац первый пункта 201 приложения N 2 к данным Правилам в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах (при отсутствии централизованного теплоснабжения), которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

В письменных возражениях директор ООО "Коммунальная ремонтно- эксплуатационная служба" Нехаева Ю.А. просила решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало, в связи с чем судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом первой инстанции установлено, что квартира, общей площадью 94,5 кв.м, расположенная по адресу <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности Амелину И.М. и Амелиной Н.С., право зарегистрировано в установленном законом порядке зарегистрировано 13 марта 2020 года.

В квартире установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию 28 декабря 2020 года.

Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляет ООО "КРЭС" на основании договора от 18 февраля 2019 года.

Многоквартирный дом оборудован котельной, обеспечивающей самостоятельное производство тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме.

По условиям действующего агентского договора между ООО "КРЭС" и ООО "РИРЦ" Брянской области, расчет и выставление платежных документов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, осуществляет указанный кассовый агент с учетом предоставляемых сведений управляющей компанией о показаниях общедомовых приборов учета в домах соответствующего коммунального ресурса.

Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с формулой 18 Приложения N 2 согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), регулирующему порядок расчета платы за отопление в многоквартирных домах с децентрализованной системой теплоснабжения.

Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, не подключен к централизованной системе теплоснабжения.

Из представленных сведений ООО "РИРЦ", с 1 июня 2021 года по настоящее время (по состоянию на 9 сентября 2021 года) в отсутствие отопления по дому, в том числе по <адрес>, размер платы за отопление равен нулю.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылался на внесение изменений в Правила N 354 и неправомерность начислений за отопление без учета этих изменений, поскольку принадлежащая ему квартира оборудована индивидуальным прибором учета, отоплением он не пользуется, оплату производит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 153, 154, 155, 156, 157 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, Письмом Минстроя России от 22 февраля 2019 г. N 5956-ОГ/04, исходил из того, что расчет платы за отопление ответчиком осуществляется на законных основаниях в соответствии с пунктом 54 Правил N, поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца отнесен к многоквартирным домам с децентрализованной системой теплоснабжения, нарушение ответчиком порядка расчета платы за данные коммунальные услуги не установлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ 6 мая 2011 г. во исполнение указанного положения принято постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Разделом VI Правил N 354 определяется порядок расчета платы и внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с абзацем 4 пункта 54 Правил N 354 при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 24-П абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил N 354 признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Правительству РФ надлежит, руководствуясь требованиями Конституции РФ и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в настоящем Постановлении, внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Однако данное постановление Конституционного Суда РФ не может применено к спорному периоду, поскольку вступило в законную силу 3 июня 2021 года.

Кроме того, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил N 354 признаны не соответствующими Конституции РФ не полностью, а только в той мере, в которой указано в вышеприведенном постановлении Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ ранее неоднократно подчеркивал, что решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Из системного единства частей первой, третьей и пятой статьи 79, а также части шестой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" следует, что с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ никто не вправе применять закон, признанный Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, равно как и применять закон, служивший предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в каком-либо ином, отличном от выявленного Конституционным Судом РФ, правовом смысле. Соответственно, постановление Конституционного Суда РФ во всяком случае действует на будущее время, запрещая с момента вступления его в силу применение законоположений, признанных этим постановлением не соответствующими Конституции РФ, либо - в случае выявления конституционно-правового смысла законоположений - их применение в правоприменительной практике вопреки данному Конституционным Судом РФ истолкованию (Определение Конституционного суда РФ от 30 июня 2020 г. N 1460-О).

Решением Верховного Суда РФ от 19 мая 2021 г. N АКПИ21-247 были признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда абзац девятый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, абзац первый пункта 201 приложения N 2 к данным Правилам в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах (при отсутствии централизованного теплоснабжения), которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Вышеуказанное решение Верховного Суда РФ вступило в законную силу 12 августа 2021 года, что также за пределами заявляемого истцом периода.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, оснащен децентрализованной системой теплоснабжения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за тепловую энергию за период декабрь - май 2021 года по принадлежащей истцу квартире.

Также суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности далее (на будущее) производить расчет за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями ИПУ в квартире истца, поскольку не представляется возможным установить каким образом будет производен расчет на момент рассмотрения дела с начала отопительного периода с учетом изменений в законодательстве, равно как и установить будут ли таким расчетом нарушены права истца, как собственника жилого помещения.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Амелина И.М. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда С.А. Алейникова

И.М. Фролова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 марта 2022 г.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка