СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 сентября 2021 года Дело N 33-2492/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Черных О.Г., Нечепуренко Д.В.

при секретаре Степановой А.В.,

помощник судьи М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е. на решение Томского районного суда Томской области от 10 сентября 2020 года

по гражданскому делу N 2-1100/2020 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Прокку Александру Ивановичу, Администрации муниципального образования "Богашевское сельское поселение" Томского района Томской области о признании недействительным договора аренды, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании объекта недвижимости самовольной постройкой, возложении обязанности снести объект и освободить земельный участок, внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения представителя третьего лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Прокка А.И. Миловановой А.И., судебная коллегия

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Прокку А.И., Администрации муниципального образования "Богашевское сельское поселение" Томского района Томской области, в котором просило признать недействительным договор аренды земельного участка /__/ от 24.12.2015 (в редакции соглашения от 24.11.2017) в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадь /__/ кв.м; истребовать из незаконного владения муниципального образования "Богашевское сельское поселение" Томского района Томской области и Прокка А.И. в пользу истца земельный участок кадастровый номер /__/, площадью /__/ кв.м, место расположения земельного участка: /__/, полностью входящий в состав земельного участка лесного фонда урочище "Вершининское", Богашевского сельского участкового лесничества Томского лесничества Томской области в части выдела /__/ квартала /__/, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

/__/

/__/

/__/

/__/

/__/

/__/

/__/

признать объект недвижимости с кадастровым номером /__/ самовольной постройкой и обязать Прокка А.И. снести данный объект и освободить спорный земельный участок; указать, что решение суда являет основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером /__/ к землям лесного фонда, а также о погашении записи о правах аренды Прокка А.И. на земельный участок с кадастровым номером /__/.

В обоснование требований указало, что 24.12.2015 Администрацией муниципального образования "Богашевское сельское поселение" Томского района Томской области и Пентюговым Н.В. заключен договор аренды земельного участка /__/ от 24.12.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства, площадь /__/ кв.м. Соглашением о перемене стороны в договоре аренды земельного участка от 24.11.2017 произведена замена арендатора на Прокка А.И. Истец считал, что земельный участок с кадастровым номером /__/ находится в незаконном пользовании Прокка А.И., так как незаконно предоставлен Администрацией муниципального образования "Богашевское сельское поселение" /__/ в аренду ответчику, договор аренды, заключенный указанными лицами, является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку спорный земельный участок частично пересекается с землями лесного фонда. Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка произведена в нарушение статей 39, 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, на спорном земельном участке располагается объект, имеющий кадастровый номер /__/, который является самовольной постройкой.

В судебном заседании представитель ответчика Прокка А.И. Милованова А.И. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что первоначально право на земельный участок возникло до 01.01.2016, поэтому приоритет имеют сведения ЕГРН, а не сведения лесного реестра. С момента принятия поселением Генерального плана начал течь срок исковой давности, поэтому на настоящий момент он пропущен. Границы земельного участка лесного фонда не поставлены кадастровый учет, а по тем данным, которые есть у Департамента лесного хозяйства, невозможно определить, насколько они достоверны. Постройка, которую просит снести истец, отсутствует.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. поддержал заявленные истцом требования. Пояснил, что противоречия существуют не только между данными ЕГРН и лесного реестра, но и между данными ЕГРН, в которых содержатся сведения об обоих земельных участках.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца Федерального агентства лесного хозяйства, ответчика Администрации муниципального образования "Богашевское сельское поселение" Томского района Томской области, ответчика Прокка А.И., представителя третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. просит отменить решение и принять новое - об удовлетворении требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.

Не соглашается с выводом суда о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Учитывая, что в данном случае орган регистрации прав был уведомлен о принятии решения об осуществлении защиты в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, считает, что положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ о приоритете возникших до 01.01.2016 прав правообладателей не подлежат применению, согласно требованиям части 8 статьи 14 этого же Федерального закона.

Полагает, что суд необоснованно не принял в качестве доказательства пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда заключение Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16.07.2019 N 51 по причине того, что истцом не представлены доказательства проведения в отношении лесного участка кадастрового учета. Указывает, что до 1 января 2010 года действовавшим законодательством Российской Федерации сохранялась возможность установления границ лесных участков в соответствии с лесоустроительными материалами без внесения сведений о координатах поворотных точек границ лесных участков, такие лесные участки признавались ранее учтенными. Считает, что планы лесных насаждений и данные из государственного лесного реестра являются допустимыми доказательствами местоположения границ лесных участков. Отмечает, что наличие пересечения границ земельных участков является безусловным основанием для отказа в проведении кадастрового учета, именно поэтому невозможно представить доказательства пересечения границ земельных участков в соответствии со сведениями ЕГРН. Ссылается на то, что довод истца о наложении границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда, подтвержденный заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 16.07.2019 N 51, подготовленного в порядке и по форме, установленной приказом Рослесхоза от 01.02.2018 N 41 "Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке", не опровергнут ни ответчиком, ни судом.

Полагает, что суд необоснованно принял во внимание доводы ответчика о том, что спорный земельный участок был образован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен по договору аренды в период действия Генерального плана муниципального образования "Богашевское сельское поселение", согласно которому данный участок относился к землям населенных пунктов. Учитывая то обстоятельство, что решением Томского областного суда установлен незаконный характер включения в границу населенного пункта земель лесного фонда, нельзя считать, что в результате действия в определенный период этого муниципального нормативного правового акта Российская Федерация временно утратила свое право собственности на земли лесного фонда, поскольку такого основания не содержат ст. 218 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выражает несогласие с выводом суда относительно пропуска истцом срока исковой давности. Полагает, что суд необоснованно определилдату начала течения срока исковой давности 26.12.2013 - дату опубликования решения Совета Богашевского сельского поселения N 66 от 26.12.2013 об утверждении им Генерального плана муниципального образования "Богашевское сельское поселение". Данный вывод суда в решении не обоснован ссылками на конкретные положения опубликованного документа, позволяющие узнать о включении в состав населенного пункта - /__/ участков земель лесного фонда. Также суд не учел, что полномочия по защите имущественных прав Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства получило лишь на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1223, которое вступило в силу с 18.10.2017, а с этого дня срок, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.

Считает, что суд необоснованно применил исковую давность к требованию Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействительным договора аренды земельного участка /__/ от 24.12.2015, так как должностное лицо Рослесхоза узнало о незаконном характере сделки на заседании рабочей группы, созданной для проверки законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, и которое состоялось 28.06.2019; с этой даты срок исковой давности не истек. Указывает, что включение земель лесного фонда в черту населенного пункта не означает переход права собственности Российской Федерации к иному лицу. Таким образом, ни по одному из требований Федерального агентства лесного хозяйства срок исковой давности не истек.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей истца Федерального агентства лесного хозяйства, ответчика Администрации муниципального образования "Богашевское сельское поселение" Томского района Томской области, ответчика Прокка А.И., представителя третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Прокка А.И. Милованова А.И. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Из статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении иска собственника об истребовании имущества из незаконного владения лица, к которому это имущество перешло на основании сделки, юридически значимыми и подлежащими судебной оценке обстоятельствами являются наличие либо отсутствие воли собственника на выбытие имущества из его владения, возмездность или безвозмездность сделок по отчуждению спорного имущества, а также соответствие либо несоответствие поведения приобретателя имущества требованиям добросовестности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН от 03.11.2016 земельный участок лесного фонда с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м с адресом местоположения /__/, был поставленный на кадастровый учет 19.03.2003, границы земельного участка не установлены.

Из лесоустроительных материалов (планшет, схематическая карта, карта-схема расположения и границы лесного участка, таксационное описание), представленных в материалы дела истцом оспариваемый земельный участок включен в границы Томского района, Богашевского участкового лесничества, урочища "Вершининское" квартал /__/ и части выделов в соответствии с заключениями Томского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о наложении земельных участков с иной категорией на земли лесного фонда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца подлежат отклонению на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", а также в связи недоказанностью истцом исковых требований и пропуском истцом срока исковой давности.

Судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска соглашается исходя из следующего.

В ст. 301 Гражданского кодекса РФ указано, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как разъяснено в пункте 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ NN 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В силу ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Статья 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

Согласно Письму Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23 "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" принятие Федерального закона N 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В силу установленных Федеральным законом N 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).

Сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.

Таким образом, законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые получили их на законном основании и были указаны, как собственники либо арендаторы этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Как следует из дела, решением Совета Богашевского сельского поселения Томского района Томской области от 26.12.2013 N 66 утвержден генеральный план муниципального образования "Богашевское сельское поселение".

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м поставлен на кадастровый учет 02.10.2015, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

Из материалов дела следует, что 24.12.2015 между арендодателем Администрацией Богашевского сельского поселения и арендатором Пентюговым Н.В. был заключен договор аренды земельного участка /__/, по условиям которого арендатор получил в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером /__/, находящийся по адресу: /__/, для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства общей площадью /__/ кв.м.