СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 марта 2022 года Дело N 33-889/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И. Л.,

судей Дубовцева Д. Н., Долгополовой Ю. В.

при секретаре судебного заседания Лопатиной Н. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Невоструевой А. В.

на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 сентября 2021 года, которым

иск Невоструевой А. В. к МВД по Удмуртской Республике о признании незаконным решения государственного органа, возложении обязанности устранить нарушение права оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения истца Невоструевой А. В., ее представителя - адвоката Кустова В. В., представителя ответчика Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике Сингатуллиной Л. Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец Невоструева А. В. обратилась с иском в суд к ответчику Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по Удмуртской Республике) о признании незаконным решения государственного органа о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец проходила службу в органах внутренних дел.

С 24 января 2013 года истец состояла на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N от 24 января 2013 года заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Удмуртской Республике (далее - Комиссия)).

Решением Комиссии от 29 ноября 2019 года истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с достижением ее дочерью совершеннолетнего возраста.

Решением Комиссии от 19 марта 2020 года решение Комиссии от 29 ноября 2019 года было отменено как ошибочное, истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи неправомерной постановкой на учет.

Истец считает выводы комиссии о неправомерности принятия на учет ошибочными.

При принятии на учет она указала все принадлежащие ей и членам ее семьи (дочери) на праве собственности жилые помещения и была поставлена на учет, состояла на нем обоснованно, так как занимала с дочерью одну смежную неизолированную комнату, поэтому учет нуждаемости в данном случае должен производиться независимо от размеров занимаемого помещения.

Истец просила признать незаконным постановление заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Удмуртской Республике, оформленное выпиской из протокола N от 19 марта 2020 года, в части снятия ее с учета на получение единовременной социальной выплаты, возложить на ответчика обязанность восстановить ее на учете на получение единовременной социальной выплаты.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и ее представитель доводы, изложенные в иске, поддержали.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, поддержав представленные в суд письменные возражения на иск, ссылаясь на то, что на дату принятия на учет Невоструева А. В и ее дочь Н.В.К. имели на праве собственности по 1/3 каждая в жилом помещения общей площадью 47,1 кв.м, что составляет 15,7 кв.м. на каждого и более учетной нормы на человека.

Суд постановилуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец просила решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.

В доводах апелляционной жалобы указано на то, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Суд первой инстанции не применил пункт 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.

Суд первой инстанции установил, что на момент постановки на учет Невоструева А. В. и ее дочь Н.В.К. имели на праве собственности по 1/3 каждая в жилом помещения общей площадью 47,1 кв.м по адресу: <адрес>

Мать истца не является членом ее семьи, обе комнаты к квартире смежные. Комната, занимаемая истцом и ее дочерью, является проходной, мать истца занимает вторую комнату, проход в которую возможен только через комнату истца и ее дочери. Собственниками конкретной комнаты ни истец, ни ее дочь, ни ее мать не являются, все собственники совместно пользуются комнатами и другими помещениями квартиры. Реальные возможности проживать в своей изолированной смежной комнате в составе только своей семьи у истца отсутствуют. Фактически в неизолированной смежной комнате, занимаемой истцом и ее дочерью, проживают две семьи. Истец иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих ей на праве собственности, не имеет.

Таким образом, вывод суда о том, что истец со своей дочерью проживает в отдельной комнате в составе семьи, является необоснованным как не соответствующий действительности.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда законным.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Невоструева А. В. с 20 декабря 2004 года по 07 сентября 2020 года проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе в Министерстве внутренних дел по Удмуртской Республике.

24 января 2013 года Невоструева А. В., ее дочь Н.В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были поставлены на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Удмуртской Республике, оформленного протоколом N от 24 января 2013 года (пункт 598).

На дату принятия на учет Невоструева А. В. вместе с дочерью Н.В.К. и матерью Н.З.А. проживали в двухкомнатной квартире, которая принадлежала им на праве собственности по 1/3 каждой в жилом помещения общей площадью 47,1 кв.м, по адресу: <адрес>, что составляет 15,7 кв.м на каждого, что более учетной нормы на человека.

Невоструева А. В. и ее несовершеннолетняя дочь Н.В.К. как члены одной семьи занимали одну из двух комнат в указанной квартире, вторую комнате занимала мать истца Н.З.А.

На дату принятия на учет Невоструевой А. В. и членам ее семьи (Н.В.К.) на праве собственности принадлежали жилые помещения общей площадью 47,1 кв.м: 3 х 2 = 31,4 кв.м, что более учетной нормы, которая составляла 15 кв.м на человека.

Решением Комиссии от 29 ноября 2019 года (протокол N) Невоструева А. В. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с достижением ее дочерью Н.В.К. совершеннолетнего возраста.

Решением Комиссии от 19 марта 2020 года (протокол N) решение Комиссии от 29 ноября 2019 года (протокол N) было отменено как ошибочное, Невоструева А. В. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи неправомерной постановкой на учет.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи 25 декабря 2012 года Невоструевой А. В. заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты) предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 4 этого же Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В соответствии с частью 6 статьи 4 указанного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.

Такое решение принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 15 Правил). Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил).

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20 Правил).

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункты 1, 2, 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247).

Положения части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях предоставления единовременной социальной выплаты, с учетом особенностей занимаемых гражданами жилых помещений и условий их проживания, закрепляют случаи, при которых предоставление данной выплаты не зависит от размеров занимаемого жилого помещения (пункты 3, 5 и 7).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что изначально имело место неправильное принятие истца на учет.

Суд исходил, из того, что истцу и ее несовершеннолетней дочери на дату принятия на учет на праве собственности принадлежало 2/3 доли в двухкомнатной квартире площадью 47,1 кв.м, они с дочерью как члены одной семьи занимали и занимают одну комнату в этой квартире. На каждого собственника квартиры матери и дочери приходилось по 1/3 доли (или 15,7 кв.м) на каждого. Доля сотрудника и ее дочери составляла 31,4 кв.м, что составляет более 15 кв.м на каждого члена семьи собственника.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.

Доводы истца в апелляционной жалобе о неправильном применении норм материального права и неверном определении значимых по делу обстоятельств основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Положения указанной нормы закона в данном случае не применимы для разрешения спора, поскольку истец и ее несовершеннолетняя дочь были зарегистрированы и проживали в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности, а не просто являлись нанимателями жилого помещения.

Как собственники жилого помещения истец и ее несовершеннолетняя дочь не связаны с порядком пользования жилыми помещениями в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности.

Как установлено, у Невоструевой А. В. на дату подачи заявления и на дату принятия на учет отсутствовало право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в настоящее время она также занимает то же жилое помещение.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 марта 2022 года.

Председательствующий И. Л. Копотев

Судьи Д. Н. Дубовцев

Ю. В. Долгополова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка