СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33а-1048/2022

16 марта 2022 г.

г. Петрозаводск


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьиСоляникова Р.В.

судей Коваленко В.В., Ивановой Н.Е.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Гаврилюка О.А. к Территориальной избирательной комиссии Прионежского района об отмене решения о регистрации кандидата.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Территориальной избирательной комиссии Прионежского района (далее -ТИК Прионежского района) от 8 января 2022 г. N 33/1-05 на 20 марта 2022 г. были назначены досрочные выборы ГлавыДеревянского сельского поселения.

Решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/4-05 Гаврилюк О.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения.

В.А.П. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05.В заявлении о согласии баллотироваться В.А.П.. указал, что является депутатом Совета Деревянского сельского поселения на непостоянной основе, вместе с тем, среди представленных им документов соответствующая справка отсутствовала, вместо нее былипредставлены: письмо за подписью заместителя председателя территориальной избирательной комиссии (...) от 28.01.2022, копия решения комиссии от 15.09.2020 N 4 "Об установлении результатов дополнительных выборов депутатов Совета Деревянского сельского поселения 4 созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 6", а также справка, (...)., которыйзаместителем председателя Совета Деревянского сельского поселения не является.

Полагая, чтопредставленные В.А.П. документы не подтверждают его статус депутатапредставительного органа, а также ссылаясь на нарушение принципа равенства кандидатов, административный истец просил судпризнать незаконным и отменить решение ТИКПрионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05 "О регистрации кандидатана должность Главы Деревянского сельского В.А.П..".

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и удовлетворить административный иск в полном объеме, поскольку предметом административного искового заявления являлось именно наличие надлежащего документа, а не наличие статуса депутата у В.А.П.. Указывает, что представленному В.А.П.. решению избирательной комиссии "Об установлении результатов дополнительных выборов депутатов Совета Деревянского сельского поселения 4 созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 6" от 15.09.2020 N 4 судом не была дана надлежащая правовая оценка, равно как и не была дана оценка тому факту, что ни комиссия, ни прокуратура не проверяли наличие у (...) полномочий заместителя председателя Совета Деревянского сельского поселения, подписавшего справку.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца (...) поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Прионежского (...) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Карелия (...). возражала против доводов апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо В.А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора (...) полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, чтопостановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 02.04.2009 N 41/218-4 полномочия избирательной комиссии Деревянского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Прионежского района.

Решением N 33/1-05 ТИК Прионежского района от 08.01.2022 на 20.03.2022 назначены досрочные выборы Главы Деревянского сельского поселения.

Решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/4-05 Гаврилюк О.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения.

В.А.П.. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Деревянского сельского поселения решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05.

28.01.2022 В.А.П. представил в ТИКПрионежского района (входящий N 34) в качестве документа, подтверждающего его статус депутата, справку от 26.01.2022, подписанную заместителем председателя Совета Деревянского сельского поселения (...)., в которой указано, что В.А.П. является депутатом Совета Деревянского сельского поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.Кроме того, в справке указано, что данный документ выдан (...) на неофициальном бланке Совета Деревянского сельского поселения без исходящего номера и без соответствующей печати, поскольку местонахождение председателя Совета Деревянского сельского поселения (...). неизвестно, дозвониться до него не представилось возможным, допуска к бланкам и журналу регистрации исходящей корреспонденции у (...). нет, печать заместителю председателя СоветаДеревянского сельского поселения не передавалась.

Из материалов дела также следует, что в ходе осуществления надзора за реализацией на территории Прионежского муниципального района исполнения законодательства в период проведения в 2022 году избирательной кампании и выборов муниципального уровня на территории Деревянского сельского поселения установлено, что достоверность представленных сведений В.А.П. о том, что он является депутатом Совета Деревянского сельского поселения сомнений не вызывает, что подтверждается решением ТИК Прионежкого района от 15.09.2020 N 4, в связи с чем,заместителю ТИКПрионежского района (...) заместителем прокурора Прионежского района внесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства при реализации В.А.П.. конституционного права на участие в выборах.

Кроме того, судом установлено, что В.А.П.. 24.01.2021 обращался к Председателю Совета депутатов Деревянского сельского поселения (...) и Заместителю Главы администрации Деревянскогосельского поселения (...) о выдаче ему справки о том, что он является депутатом Совета Деревянского сельского поселения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, однако запрашиваемая справка ему не выдана.

Не согласившись с решением ТИК Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05 "О регистрации кандидата на должность главы Деревянского сельского В.А.П..", административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, чтоу административного ответчика не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата В.А.П.., посколькуфакт того, что В.А.П.. являетсядепутатом Совета Деревянского сельского поселения никем не оспаривался, а кроме того, избирательным законодательством Российской Федерациивид и форма документов, которые должны быть представлены кандидатами для подтвержденияданных, указанных в заявлении о желании баллотироваться, в т.ч. и для подтверждения статуса депутата, не определены.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Частями 1 и 3 ст. 23Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом гарантии избирательных прав граждан припроведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Частью 1 ст. 1, ст. 2 ЗаконаРеспублики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 683-ЗРК) закреплено, что указанный Закон устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, которые организуются и проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Закона N 67-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Конституции Республики Карелия, настоящего Закона, иных законов Республики Карелия, уставов муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно п. 2 и подп. "б" п. 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть приведены сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа, а также приложены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В силу чч. 2, 2.2 ст. 20 Закона N 683-ЗРК соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - родзанятий). Вместе с заявлением, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Частью 5 ст. 60 Закона Республики Карелия N 683-ЗРК установлено, что решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных частями 14-16 статьи 26 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Законом.

Предоставление зарегистрированному кандидату права оспаривать решение избирательной комиссии о регистрации другого кандидата является продолжением принципа конституционного принципа равенства всех перед законом, нашедшего свое продолжение применительно к избирательному законодательству в равенстве прав и обязанностей кандидатов (п.1 ст.39 Федерального закона N 67-ФЗ) и призвано исключить возможные злоупотребления, недочеты или иные нарушения избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата, притом что правовые основания для их регистрации на момент принятии решения отсутствовали.

Учитывая изложенное, а также то, чтодействующим избирательным законодательством Российской Федерацииформа документа, который должен быть представлен кандидатомпри подаче заявления о желании баллотироваться, в частности для подтверждения статуса действующего депутата, не установлена, при этом факт избрания В.А.П. депутатом Совета Деревянского сельского поселения по одномандатному избирательному округу N 6 подтвержден решением Территориальной избирательной комиссии Прионежкого района "Об установлении результатов дополнительных выборов депутатов Совета Деревянского сельского поселения 4 созыва по одномандатным избирательным округам N 2 и N 6" от 15.09.2020 N 4 и, обращаясь в избирательную комиссию с заявлением о желании баллотироваться,В.А.П.. были представлены необходимые и достаточные документы для регистрации его кандидатом в депутаты, суд правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Прионежского района от 04.02.2022 N 39/5-05 "О регистрации кандидата на должность Главы Деревянского сельского поселения В.А.П.является законным и обоснованным.

Представленная В.А.П.. справка от 26.01.2022 за подписью заместителя председателя Совета Деревянского сельского поселения (...) помимо прочих документов, не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Решением Совета Деревянского сельского поселения от 25.10.2017 (...) был избран депутатом в Совет Прионежского муниципального района IV созыва.

Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в оспариваемом решении суда, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 05 марта 2022 г.по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка