СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2022 года Дело N 33а-713/2022

10 марта 2022 г.

г. Петрозаводск


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьиСоляникова Р.В.

судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративного ответчика на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16.11.2021 по административному делу по административному исковому заявлению Тимофеева А.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков и понуждении к действиям.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Тимофеев А.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым (...), площадью (...)11кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, г. (...),обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее -Минимущество, Министерство) с заявлением о об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...) и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Решением Минимущества, выраженным в письме от 28.06.2021 N(...), Тимофееву А.А. отказано в удовлетворении его заявления по мотиву того, что формирование земельного участка с конфигурацией, указанной на схеме, влечет к несоблюдению требований, установленных ст. 11.9 ЗК РФ, так как конфигурация испрашиваемого земельного участка представляет собой изломанный контур границ.

Полагая, что оспариваемым решением права административного истца нарушены, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью (...) кв.м. в границах, указанных на схеме, отвечает требованиям, установленным ст. 11.9 ЗК РФ, видимая изломанность границ вызвана таким расположением границ лесного участка, Тимофеев А.А. просил судпризнать незаконным решение Минимущества от 28.06.2021 и возложить на административного ответчика обязанность заключить с Тимофеевым А.А. соглашение о перераспределении вышеуказанного земельного участка.

Решением судазаявленные требованияудовлетворены.Суд призналнезаконным решение Минимуществаот 28.06.2021 и возложил на административного ответчика обязанность в полном объеме устранить допущенное нарушение путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков по заявлению Тимофеева А.А. от 27.04.2021 в случае отсутствия иных оснований для отказа.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права. Указывает, что согласно представленной схеме конфигурация испрашиваемого земельного участка представляет собой изломанный контур границ, что приведет к вклиниванию земельного участка с кадастровым номером (...), сформированный и поставленный на кадастровый учет ранее, чем земельный участок истца.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административногоответчика Самойлова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела,Тимофееву А.А. с 07.04.2017 на праве собственности принадлежит земельный участокс кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, г. (...)

27.04.2021 Тимофеев А.А. обратился в Минимуществос заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) (...), находящегося в собственности административного истца, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, судом установлено, что подлежащий к перераспределению земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, представляет собой продольную полосу и расположен между земельным участком с кадастровым номером (...), принадлежащим на праве собственности административному истцу, земельным участком с кадастровым номером (...), находящимся в собственности иного физического лица, и земельным участком государственного лесного фонда скадастровым номером (...)

Решением Минимущества, выраженным в письме от 28.06.2021 N(...), Министерство отказало Тимофееву А.А. в перераспределении земельных участков в связи с тем, что формирование земельного участка с конфигурацией, указанной на схеме, влечет к несоблюдению требований, установленных ст. 11.9 ЗК РФ, так как конфигурация испрашиваемого земельного участка представляет собой изломанный контур границ.

Не согласившись с решением административного ответчика, административный истец 19.10.2021 обратился в суд с административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, чтопредставленная на утверждение схема не свидетельствует о явной (чрезмерной) изломанности границ земельного участка, площадь земельного участка, находящая в собственности административного истца, увеличивается в результате такого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков, при этомбудет фактически устранена чересполосица между вышеуказанными земельными участками, что будет полностью соответствовать требованиям, установленным ст. 11.9 ЗК РФ.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, их которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФобразование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Пунктом 3 ст. 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ).

На основании п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.

Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

В силу п. 10 ст. 39.29 ЗРК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Учитывая положения действующего законодательства, а также то, что при перераспределении земельного участка, находящегося в собственности у Тимофеева А.А., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадь вновь образуемого земельного участка увеличится в пределах установленных размеров, при этом изломанность границ земельного участка, на который ссылается административный ответчик в своем решении, не является чрезмерной,кроме того, испрашиваемый Тимофеевым А.А. земельный участок не вклинивается в существующее землепользование, не создает вкрапливание, устраняет чересполосицу и не нарушает права соседствующих землепользователей, суд правомерно пришел к выводу о признании незаконным решенияМинимущества от 28.06.2021 и обоснованно возложил на административного ответчика обязанность в случае отсутствия иных оснований для отказа устранить допущенное нарушение.

Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в оспариваемом решении суда, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16.11.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка