СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2022 года Дело N 33-1499/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Хавчаева Х.А.,

судей Алиевой Э.З. и Османове Т.С.

при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Кадирбековой Э.А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 24 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., пояснения представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Кадирбековой Э.А., просившей об отмене решения, пояснения адвоката Мурадалиевой М.К. в интересах Бартиева Р.М., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Бартиев Р.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о понуждении заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 руб. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (подпункт "а" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек), ссылаясь на то, что он 2012 году окончил Белорусский государственный медицинский университет и получил квалификацию "Врач". В 2013 году окончил интернатуру по специальности "Хирургия" на базе кафедры ФПК и ППС Дагестанской государственной медицинской академии. С 2014 года осуществлял трудовую деятельность в центральной части России. В 2019 году прошел профессиональную переподготовку по специальности "Врач скорой медицинской помощи". В июне 2020 года, переехав обратно в республику Дагестан, принят на работу в

ГБУ РД "Казбековская центральная районная больница" на вакантную должность врача скорой медицинской помощи с заключением бессрочного трудового договора N 505 от 15 июня 2020 года. Он, 29 июля 2021 года вх. N 05-1618/21 обратился в Минздрав РД с целью участия в программе "Земский врач" и получения единовременных компенсационных выплат, на что получен отказ за N 05-06/8376/21 от 18 августа 2021 года, где указано, что в 2020 году программа "Земский доктор" была нацелена на ликвидацию кадрового дефицита в медицинских подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Скорая медицинская помощь не входит в структурное подразделение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь, соответственно не подпадает под требования Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1640, в связи с чем осуществление компенсационных выплат не представляется возможным. В Постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1640, в подпункте "а" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, нет ни единого намека на то, что компенсационные выплаты осуществляются только медицинским работникам, прибывшим в медицинские организации и их структурные подразделения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Подпункт "а" пункта 3 определяет 2 основных момента: - наличие вакантных должностей в медицинской организации и соответствие этих должностей примерному перечню должностей медицинских работников, при замещении которых наступает основание для осуществления единовременных компенсационных выплат на очередной финансовый год, при соблюдении иных оговоренных требований. В утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации программном реестре должностей на 2020 финансовый год должность "Врач скорой медицинской помощи" так же присутствует. В связи с этим считает, что отказ в заключении с ним договора о выплате единовременных компенсационных выплат не обоснованным. Его законное право на получение указанных выплат не реализовано в 2020 году.

В судебном заседании истец Бартиев Р.М. поддержал заявленные требования, уточнив их, просил признать незаконным ответ Министерства здравоохранения Республики Дагестан от18.08.2021 г. N 05-06/8376/21 об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику со дня его обращения с 29.07.2021 г. Дополнительно пояснил, что в 2020 г. он, собрав необходимый перечень документов, обращался в отдел кадров Минздрава РД о заключении с ним договора, однако его документы не приняли, мотивируя тем, что служба скорой медицинской помощи изъята из первичного звена, в 2020 г. единовременные компенсационные выплаты предоставляться не будут. В марте 2021 г. он повторно обратился, однако его документы не приняли, мотивируя тем, что специалисты, трудоустроенные в 2020 г., не могут претендовать на получение ЕКВ в 2021 г. Решением Советского районного суда гор. Махачкалы от 11.06.2021 г. в удовлетворении его иска отказано на основании того, что он не смог представить доказательства обращения к ответчику о заключении с ним договора на предоставление ЕКВ.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 24 ноября 2021 г. исковое заявление Бартиева Р.М. удовлетворено, признан незаконным ответ Министерства здравоохранения Республики Дагестан от18.08.2021 г. N 05-06/8376/21 об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты сБартиевым Р.М., на Министерство здравоохранения Республики Дагестан возложена обязанность заключить с Бартиевым Р.М. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику со дня его обращения с 29.07.2021 г.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Дагестан Кадирбекова Э.А. просит решение суда отменить, указывая, что с истцом не может быть заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, так как он трудоустроился в ГБУ РД "Казбековская ЦРБ" в 2020 году, однако обратился за заключением договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2021 году.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, истец Бартиев Р.М. в 2012 году окончил Белорусский государственный медицинский университет и получил квалификацию "Врач". В 2013 году окончил интернатуру по специальности "Хирургия" на базе кафедры ФПК и ППС Дагестанской государственной медицинской академии. С 2014 года осуществлял трудовую деятельность в центральной части России. В 2019 году прошел профессиональную переподготовку по специальности "Врач скорой медицинской помощи". В июне 2020 года, переехав в Республику Дагестан, принят на работу в ГБУ РД "Казбековская центральная районная больница" на вакантную должность врача скорой медицинской помощи с заключением бессрочного трудового договора N 505 от 15 июня 2020 года. 29 июля 2021 года вх. N 05-1618/21 Бартиев Р.М. обратился в Минздрав РД с целью участия в программе "Земский врач" и получения единовременной компенсационной выплаты, на что получил отказ за N 05-06/8376/21 от 18 августа 2021 года, в котором указано, что в 2020 году программа "Земский доктор" была нацелена на ликвидацию кадрового дефицита в медицинских подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Единовременные компенсационные выплаты в 2020 г. могли получать медицинские работники

и их структурные подразделения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. В связи с тем, что истец устроился в отделение скорой помощи ГБУ РД "Казбековская ЦРБ" в 2020 году, предоставить ЕКВ не представляется возможным. Обязательным условием для осуществления ЕКВ медицинскому работнику в 2021 г. является прибытие работника на работу в 2021 г.

Из материалов дела также усматривается, что ранее решением Советского районного суда г.Махачкалы от 11 июня 2021 г. Бартиеву Р.М. было отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения РД о понуждении к заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплате. Поскольку основанием для отказа послужило лишь то обстоятельство, что истец не обращался к ответчику с заявлением о заключении соответствующего договора, то данное решение суда не является препятствием для обращения истца с настоящим иском, поскольку в последующем истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением, на что получил письменный отказ, законность и обоснованность которого является предметом спора по настоящему делу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов здравоохранения", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.

Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1000000 рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тысяч человек (подпункт "а" пункта 5 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил, однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 марта 2020 года N 63 "О предоставлении в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2020 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города на территории Республики Дагестан с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан" утвержден Порядок предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2020 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города на территории Республики Дагестан с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан.

Министерство здравоохранения Республики Дагестан определено органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на:

утверждение перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год (программный реестр должностей);

заключение договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат с медицинскими работниками (врачами, фельдшерами), указанными в пункте 1 настоящего постановления;

предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), указанным в пункте 1 настоящего постановления;

представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации ежеквартального отчета об исполнении условий предоставления субсидии не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 года N 115н (действовавшего на момент спорных отношений) "Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2020 N 57842), утвержден примерный перечень должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей).

Данным перечнем предусматривается, в частности, должность врача скорой медицинской помощи.

В последующем Министерством здравоохранения Российской Федерации издан Приказ от 4 марта 2021 года N 16н "Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей)" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2021 N 62982), которым также предусматривается, в частности, должность врача скорой помощи.

В связи с изложенным суд пришел к правомерному выводу о том, что отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан в заключении с истцом договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты является незаконным, так как вины истца в том, что он обратился с письменным заявлением о заключении договора 29.07.2021 г., а не ранее, по прибытии и трудоустройству в июне 2020 г., не имеется. Суд обоснованно посчитал, что должностные лица государственного учреждения должны были представить документы с заявлением Бартиева Р.М. в Минздрав РД на заключение с ним соответствующего договора, чего ими не было сделано.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Республики Дагестан не оспаривала то обстоятельство, что в 2020 году ГБУ РД "Казбековская центральная районная больница", располагавшемуся в сельском населенном пункте село Дылым Казбековского района Республики Дагестан, требовался врач скорой медицинской помощи, а также пояснила, что в связи с отсутствием в 2020 г. в республике программного реестра должностей, Министерство здравоохранения РД исходило из программного реестра, утвержденного Правительством РФ, в который входила должность врача скорой медицинской помощи; право истца на получение единовременной компенсационной выплаты ответчиком не оспаривается, однако указанная компенсация не может быть выплачена, так как истец обратился за ее получением только в 2021 году; иных оснований для отказа в выплате истцу данной компенсации не имеется.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким доводом, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в нормативных актах, на которые ссылается ответчик, отсутствует запрет на заключении договора с работниками, прибывшими и трудоустроенными на вакантные должности согласно программного реестра в 2020 г. и обратившимися с заявлением о заключении договора в 2021 г.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным толкованием нормативных положений, регламентирующих рассматриваемые правоотношения, поскольку иное означало бы, что лицу, имеющему право на получение вышеуказанной единовременной компенсационной выплаты, принятому на работу на должность, включенную в программный реестр должностей в последний рабочий день 2020 г., и обратившемуся за получением единовременной компенсационной выплаты в первый же рабочий день 2021 г., ответчик мог отказать в выплате единовременной компенсационной выплаты только лишь по указанному основанию.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы от 24 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 марта 2022 г.

Председательствующий Х.А.Хавчаев

Судьи Э.З.Алиева

Т.С.Османов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка