СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ СУДА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33а-26/2022

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

судей Рожина Н.Н., Яровицыной Д.А.,

при секретаре судебного заседания Подольском Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Таратина В.А. - Култаева В.А., Совета депутатов Сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 г., которым

административное исковое заявление прокурора Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Таратину Виктору Александровичу, Совету депутатов муниципального образования "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования удовлетворено.

Прекращены полномочия главы Сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа Таратина Виктора Александровича в связи с утратой доверия.

Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения Таратина В.А. и его представителя - адвоката Антонова М.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения прокурора Бинчурова А.С., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Таратину В.А., Совету депутатов Сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Совет депутатов Приморско-Куйского сельсовета) о досрочном прекращении полномочий главы данного муниципального образования в связи утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ненецкого автономного округа от 1 июля 2009 г. N 53-оз "О противодействии коррупции в Ненецком автономном округе".

Свои требования мотивировал тем, что Таратин В.А., занимая с 11 сентября 2018 года должность главы Сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа (далее по тексту - глава СП "Приморско-Куйский сельсовет"), в нарушение требований законодательства не исполнил обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, заключив договор аренды транспортного средства с экипажем со своим сыном, получившим доход в размере 23 000 рублей.

Указывает на то, что решение по обращению губернатора Ненецкого автономного округа о рассмотрении вопроса об освобождении от должности главы муниципального образования дважды не принято Советом депутатов в установленные законом сроки, что противоречит принципам и требованиям, установленным законодательством, не способствует достижению цели профилактики коррупции, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Судом вынесено обжалуемое решение, с которым не согласились Совет депутатов Приморско-Куйского сельсовета, представитель Таратина В.А. - Култаев В.А., которые просят его отменить как незаконное, необоснованное и вынести новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного иска.

Председатель Совета Приморско-Куйского сельсовета Таратин В.А. в обоснование жалобы считает, что решение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи утратой доверия относится к исключительной компетенции Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета.

Ссылается на то, что суд в нарушение ч. 1 ст. 178 КАС РФ не рассмотрел административные исковые требования о признании незаконным бездействия Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета, выразившегося в нерассмотрении обращения губернатора Ненецкого автономного округа о досрочном прекращении полномочий главы СП "Приморско-Куйский сельсовет", при этом в мотивировочной части решения указал, что бездействие представительного органа заявлено прокурором в качестве основания иска.

Указывает на то, что с настоящим административным иском в суд мог обратиться только губернатор Ненецкого автономного округа.

Полагает, что в мотивировочной и резолютивной частях решения суда в нарушение ч. 2 ст. 178 КАС РФ не указана статья закона, по которой должен быть уволен Таратин В.А., в резолютивной части решения не определен порядок исполнения решения.

Обращает внимание на то, что суд самостоятельно изменил заявленные административные исковые требования прокурора, так как ч. 2 ст. 1 КАС РФ не предусматривает рассмотрения дел о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в порядке КАС РФ, в том числе гл. 22 КАС РФ.

Ссылается на то, что прокурором пропущен срок подачи административного искового заявления; в мотивировочной части решения установлено нарушение Таратиным В.А. требований закона как муниципальным служащим, однако он не является муниципальным служащим.

Считает, что суд и прокурор отнеслись к допущенному главой СП "Приморско-Куйский сельсовет" конфликту интересов с формальной стороны, прокурор не исполнил определение суда от 28 августа 2021 г. о предоставлении доказательств.

Полагает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, повлиял ли заключенный между Таратиным В.А. и его сыном договор на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой СП "Приморско-Куйский сельсовет" должностных обязанностей, а специализированные проверки органов МВД и контрольно-счетной палаты не выявили нарушений и причинения ущерба муниципальному образованию.

Указывает на то, что проверка по распоряжению губернатора Ненецкого автономного округа в отношении главы СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратина В.А. проведена незаконно, неуполномоченным органом, поскольку проверка может проводиться только на предмет достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных муниципальными служащими.

Обращает внимание на то, что назначенное ему судом наказание является несправедливым, чрезмерно суровым, поскольку договор аренды транспортного средства с экипажем заключен в интересах администрации муниципального образования, с другими лицами заключить данный договор было невозможно по причине летнего сезона, отсутствия свободного транспорта.

Считает, что он урегулировал конфликт интересов в соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", поскольку отказался от выгоды путем возвращения полученных его сыном денег в кассу администрации муниципального образования (с процентами).

Указывает на то, что в административном иске прокурора не указаны конкретные действия или бездействие Таратина В.А., которые требуют защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Представитель Таратина В.А. - Култаев В.А. в обоснование жалобы указал, что суд оставил без внимания принятие Советом депутатов Приморско-Куйского сельсовета решения об отклонении требования губернатора Ненецкого автономного округа и представления прокурора Ненецкого автономного округа об удалении Таратина В.А. в отставку, а для оспаривания такого решения закон предусматривает особый порядок.

Полагает, что прокурором пропущен трехмесячный срок для подачи административного искового заявления, который следует исчислять с 11 ноября 2020 года? то есть со дня, когда прокурор узнал о факте совершения Таратиным В.А. коррупционного проступка.

Обращает внимание на то, что судом не выяснены обстоятельства совершенного Таратиным В.А. нарушения и его общественная опасность, характеристика его личности, не приведено обоснование назначения Таратину В.А. самой строгой меры ответственности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Ненецкого автономного округа просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения (ч. 2 ст. 3, ст.12, ч.ч. 1, 2 ст. 32, ст.ст.130, 131). При этом в Российской Федерации обеспечивается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. На это указывается в п. 1 ст. 3 ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст.3, ч. 2 ст. 5, ст. 12, ст. 15, ч. 1 и ч. 2 ст. 66, ст. 76, ст. 130, ст. 131, ст. 132, ст. 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.

Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), п. 6 ст. 36 Устава сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа глава сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 данного Федерального закона.

На основании ч.1 и п. 4 ч. 2 ст. 74.1. Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Под конфликтом интересов в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в ч. 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Судом установлено, что 11 сентября 2018 года Таратин В.А. был избран главой СП "Приморско-Куйский сельсовет" и вступил в указанную должность в этот же день.

Таратин В.А. одновременно является главой данного сельского поселения, председателем Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета и главой администрации, что допускается ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и соответствует Уставу сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа.

Распоряжением губернатора Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2020 г. N 366-рг в отношении главы СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратина В.А. в соответствии со ст. 8.2.2 закона НАО от 1 июля 2009 г. N 53-оз "О противодействии коррупции в Ненецком автономном округе" назначено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных лицом, замещающим муниципальную должность Ненецкого автономного округа.

В ходе проверки установлено, что 9 июля 2019 г. между администрацией муниципального образования "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа в лице главы данной администрации Таратина В.А. и Таратиным Д.В. (сыном Таратина В.А.) заключен договор аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым Таратин Д.В. обязался предоставить во временное владение и пользование администрации транспортное средство и оказать услуги по его управлению и технической эксплуатации. Арендная плата установлена в размере 23 000 рублей.

23 августа 2019 года денежные средства в размере 23 000 рублей в счет оплаты услуг по договору аренды транспортного средства перечислены на счет Таратина Д.В.

При этом, как установлено проверкой, судом и не оспаривается сторонами, Таратин В.А., подписывая от имени администрации сельского поселения договор с сыном, действовал при наличии конфликта интересов, который подлежал урегулированию в установленном законом порядке.

Однако, Таратин В.А. в соответствии с Порядком сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, проверки соблюдения ими ограничений, запретов, исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, утвержденным решением Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета от 30 июня 2017 г. N 241, конфликт интересов не урегулировал, в соответствующую комиссию по указанному вопросу не обращался.

1 апреля 2021 года губернатор Ненецкого автономного округа обратился в Совет депутатов Приморско-Куйского сельсовета с предложением о рассмотрении вопроса об освобождении от должности главы СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратина В.А. в связи с утратой доверия и прекращении его полномочий.

Численный состав Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета составляет 10 человек (ч. 3 ст. 25 Устава сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа).

Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, рассмотрение инициативы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос (ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

На 27-м внеочередном заседании Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета от 28 мая 2021 г. и на 29-м внеочередном заседании Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета от 2 августа 2021 г. рассмотрено обращение губернатора Ненецкого автономного округа об удалении в отставку главы СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратина В.А. и прекращении его полномочий досрочно в связи с утратой доверия. По результатам голосования на данных заседаниях за принятие решения о прекращении полномочий проголосовали 6 депутатов, против - 0, воздержался 1 депутат. Таким образом, решение было отклонено на основании п. 3 ст. 6.7 Регламента Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета от 19 октября 2018 г. N 4, предусматривающего, что проект решения, по которому на заседании не было принято решение о его принятии или переносе на рассмотрение другого заседания, считается отклоненным по решению заседания.

Учитывая, что Советом депутатов Приморско-Куйского сельсовета дважды отклонено решение об удалении в отставку главы СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратина В.А. и досрочном прекращении его полномочий в связи с утратой доверия, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд со ссылкой на указанные выше нормы права, а также приняв во внимание, что Совет депутатов Приморско-Куйского сельсовета дважды отклонил решение об удалении в отставку главы СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратина В.А., исключив возможность наступления ответственности за несоблюдение ограничений, запретов установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пришел к выводу о том, что глава СП "Приморско-Куйский сельсовет" Таратин В.А. не исполнил возложенную на него законом обязанность по урегулированию конфликта интересов, заключив договор со своим сыном, получившим от сельского поселения денежный доход. То есть, Таратин В.А. утратил доверие вследствие непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся, поскольку создал ситуацию, при которой его личная заинтересованность влияла или могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей и при которой могли возникнуть противоречия между его личной заинтересованностью и законными интересами Сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа, нарушив тем самым интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Указанные нарушения в связи с их характером, объемом, личностью Таратина В.А., его предшествующим поведением не могут быть признаны малозначительными и влекущими применение иной меры ответственности.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы жалоб о том, что решение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Таратина В.А. в связи утратой доверия относится к исключительной компетенции Совета депутатов Приморско-Куйского сельсовета, не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.