СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2022 года Дело N 33-1535/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,

судей Кармацкой Я.В., Кузнецова М.В.,

при секретаре Белоус А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский", администрации Белоярского района о возложении обязанности обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса,

по апелляционной жалобе ответчика администрации Белоярского района на решение Белоярского городского суда от 18 ноября 2021 года, которым постановлено:

"исковое заявление прокурора города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский", администрации Белоярского района о возложении обязанности обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса, удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский", расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, дом 6, в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, дом 6, сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать администрацию Белоярского района в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению круглосуточной охраны учебного корпуса муниципального автономного образовательного учреждения Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский", расположенного по адресу: Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, дом 6, сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны".

Заслушав доклад судьи Кармацкой Я.В., объяснения процессуального истца прокурора Казакова Р.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Белоярского в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский", администрации Белоярского района, с учетом уточненных требований, просит обязать муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский", расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, д. 6, в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса расположенного по указанному адресу, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обязать администрацию Белоярского района обеспечить финансирование данных мероприятий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Белоярский проведена проверка соблюдения СОШ N 1 требований антитеррористической защищённости объекта образования по результатам которого выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года N 1006. Установлено, что СОШ N 1, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, д. 6, присвоена 2 категория опасности согласно утвержденному паспорту безопасности от 19.12.2019 года. Прокуратурой установлено, что МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" охраняется частной охранной организацией не круглосуточно, в связи с чем антитеррористическая защищённость объектов (территорий) образовательного учреждения обеспечена ненадлежащим образом, что подвергает угрозе жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения. Прокуратурой по указанному нарушения 09.07.2021 года директору СОШ N 1 вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако фактически нарушение не было устранено. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления. По факту ненадлежащего финансирования администрацией Белоярского района мероприятия по обеспечению охраны СОШ N 1 в адрес главы Белоярского района 21.07.2021 года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора города Белоярский Беляковцев А.Н. на исковых требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.

Представитель МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" Пакулев Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В судебном заседании представитель администрации Белоярского района Богдановский В.С. с исковыми требованиями не согласился.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрации Белоярского района просит решение отменить принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Считает решение незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда о необходимости физического (круглосуточного) присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" выполняет указанные требования действующего законодательства путем организации, в том числе и круглосуточных мер по охране объекта (наличие пультовой круглосуточной охраны управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии через кнопку тревожной сигнализации), а также заключения с частной охранной организацией договора на оказание охранных услуг на период пребывания учащихся в образовательном учреждении. Таким образом, МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" надлежащим образом выполняет требования действующего законодательства, изложенные в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" об обеспечении безопасности обучающихся, а также в Постановлении Правительства РФ N 1006 об организации круглосуточных охранных мероприятий и обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками охранных организаций, и возлагать на него дополнительные обязанности по обеспечению круглосуточной охраны учебного корпуса сотрудниками охранных организаций, а на администрацию Белоярского района обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий считает неправомерным.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский", администрации Белоярского района не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети "Интернет".

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие иных участвующих в деле лиц.

Заслушав объяснения процессуального истца прокурора Казакова Р.А., проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений, и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что прокуратурой города Белоярский проведена проверка соблюдения МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" требований антитеррористической защищенности объекта образования по результатам которого выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года N 1006 (л.д. 9).

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города Белоярский 09.07.2021 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 11-12).

Указанное представление рассмотрено МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский", что подтверждается письмом МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" от 14.07.2021 года N 761 (л.д. 13).

По информации МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" от 14.07.2021 года N 761, в рамках заключенного договора охрана осуществляется работниками ЧОО "Оберег" в течении 7 часов. В 2021 году на организацию круглосуточной охраны объекта (территории) работниками ЧОО "Оберег" в бюджете МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" средства не предусмотрены. С целью принятия мер по устранению нарушений, администрация МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" проинформировала комитет по образованию администрации Белоярского района о необходимости решения вопроса по обеспечению финансирования круглосуточной охраны объекта (территории) ЧОП.

Из текста искового заявления следует, что по факту ненадлежащего финансирования администрацией Белоярского района мероприятия по обеспечению охраны МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Белоярский" в адрес главы Белоярского района 21.07.2021 года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены.

Разрешая заявленные требования, установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также положениями утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. N 1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что выявленные нарушения законодательства даже без факта причинения такими действиями (бездействием) ущерба третьим лицам, нарушают право неопределенного круга лиц, вследствие чего такая цель деятельности Прокуратуры Российской Федерации, как защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, предопределяет возможность обращения прокурора с исками в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем возложил обязанность на МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский", расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, дом 6, в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить круглосуточную охрану учебного корпуса, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, ул. Школьная, дом 6, сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Также суд первой инстанции указал, что необеспечение круглосуточной охраны образовательного учреждения силами специализированной охранной организации ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, сотрудников образовательных учреждений и иных лиц, посещающих учреждение, свидетельствует о непринятии мер к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и неисполнении требований федерального законодательства, в связи с чем, пришел к правомерному выводу о возложении на администрацию Белоярского района обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и об антитеррористической безопасности.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя: в т.ч. обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5).

В пп. "е" п. 20 Требований указано, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

В частности в пп. "а, б" п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих Требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

При рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как видно из приведенных выше норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

Из приведенных положений следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом категории опасности объекта.

Как следует из материалов дела МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский" является объектом с массовым пребыванием людей, в т.ч. несовершеннолетних граждан, т.е. являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с паспортом безопасности, утвержденным 19.12.2019, МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский", расположенное по адресу: г. Белоярский, ул. Школьная, д. 6, присвоена II категория опасности.

Поэтому, судом первой инстанции обоснованно установлено, что из системного толкования содержания Постановления N 1006 следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе, организацией круглосуточной охраны, а мероприятия, указанные в пункте 25-27, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) третьей-первой категории опасности (в том числе детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности.

Следовательно, применительно к МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский" указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данного учреждения в ночное время, чем и обусловлено включение в Постановление N 1006 пп. "е" п. 20, признающего такое присутствие обязательным.

Таким образом, МАОУ Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Белоярский" отнесенное ко II категории опасности, должно предпринять полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта.

Вопреки доводам жалобы Постановлением N 1006 прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраной объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета.

Отсутствие финансирования администрации муниципального образования на осуществление профилактических мероприятий в области противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений города обоснованно расценено судом как бездействие со стороны администрации по принятию всех соответствующих исчерпывающих мер для получения средств бюджета на эти расходы. Представленные Администрацией г. Белоярска доказательства (направленные письма в адрес Губернатора и Правительства) выводы суда не опровергают и исчерпывающими надлежащими мерами не являются.

Доводы апелляционной жалобы о том, что принятые в образовательном учреждении меры антитеррористической безопасности являются достаточными для исполнения требований Постановления N 1006, и пп. "е" п.20 Требований и не требует физического присутствия сотрудников охранных организаций в образовательном учреждении в ночное время, не могут быть признаны обоснованными.

Из системного толкования Требований, следует, что мероприятия, указанные в п. 24 являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) II категории опасности (в т.ч. детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности. При этом исполнение одного из пунктов Требований не отменяет обязанность по исполнение остальных пунктов, относящихся к объекту данной категории опасности.

При этом в силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.