СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2022 года Дело N 33-71/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Слободчиковой М.Е.,

судей Золотаревой Ю.Г., Тараника В.Ю.,

при секретаре Каска Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Черкашина П. Н. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.11.2021, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Черкашина П. Н. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Ленинский", Управлению Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области о признании заключения служебной проверки УМВД России по ЕАО от 11.08.2021, приказа МОМВД России "Ленинский" N <...> от 13.09.2021 об увольнении незаконными, восстановлении на службе ОВД в должности командира отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Ленинский" с 14 сентября 2021 года, о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула - отказать.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения истца Черкашина П.Н., представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области Масловой Н.М., прокурора Волохович А.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Черкашин П.Н. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Ленинский" (далее - МОМВД России "Ленинский") о признании заключения служебной проверки и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе и взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.

Требования мотивировал тем, что с 27.06.2018 проходил службу у ответчика в разных должностях, последняя замещаемая должность - командир отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Ленинский".

Приказом ответчика от 13.09.2021 N <...> он уволен со службы в связи с совершением дисциплинарного проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Основанием для увольнения послужило заключение служебной проверки от 11.08.2021, проведённой Управлением Министерства внутренних дел России по ЕАО (далее - УМВД России по ЕАО).

Считает увольнение незаконным, так как события, явившиеся основанием для проведения служебной проверки, являются предметом рассмотрения возбуждённого в отношении него уголовного дела, по которому ему до настоящего времени не предъявлено обвинение и не вынесен приговор, он виновным не признан.

Просил признать незаконными заключение служебной проверки УМВД России по ЕАО от 11.08.2021, приказ МОМВД России "Ленинский" N <...> от 13.09.2021, восстановить на службе в органах внутренних дел в должности командира отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Ленинский" с 14 сентября 2021 года и взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула.

Определением суда изменён процессуальный статус УМВД России по ЕАО с третьего лица на соответчика.

В судебном заседании истец Черкашин П.Н. требования поддержал по доводам иска. Дополнительно пояснил, что страница в сети "Интернет", на которой было размещено видео, принадлежит ему. Указал, что не уделял должного внимания информации на странице.

Представитель ответчика УМВД России по ЕАО Маслова Н.М. требования не признала. Пояснила, что служебная проверка и увольнение истца проведены в соответствии с законодательством. Основанием для проведения служебной проверки послужило возбуждение 10.06.2021 в отношении истца уголовного дела по подозрению в совершении преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 242 Уголовного кодекса РФ, поскольку Черкашин П.Н. в период с 2013 года по май 2021 года на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" разместил видео порнографического характера. Считает, что данные обстоятельства подтверждают факт совершения Черкашиным П.Н. действий, порочащих честь сотрудника органов внутренних дел.

Представитель ответчика МОМВД России "Ленинский" Чучкаева А.С. требования не признала. Пояснила, что процедура увольнения истица проведена согласно законодательству.

Суд постановилуказанное решение.

В апелляционной жалобе Черкашин П.Н. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Мотивируя жалобу, указал, что суд не принял во внимание, что приказом МОМВД России "Ленинский" от 30.06.2021 N <...> он был отстранён от исполнения служебных обязанностей до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию.

Утверждает, что фактически заключением служебной проверки и решением суда первой инстанции установлена его вина в совершении преступления, однако по уголовному делу обвинение ему не предъявлено, приговор либо постановление о прекращении дела по не реабилитирующим основаниям не вынесен. То есть факт совершения им противоправных действий не доказан.

В возражение на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района и ответчик УМВД России по ЕАО просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Черкашин П.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, его исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что видео, которое по заключению специалистов признано содержащим сведения порнографического характера, находилось в его аккаунте в одной из папок. Он его не размещал. После взлома его страницы в социальной сети "Вконтакте", продолжил пользоваться ею с 2018 года, содержимое папок не проверял, о размещении запрещённого видео не знал.

Представители ответчиков: УМВД России по ЕАО Маслова Н.М., межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Ленинский" Чучкаева А.С. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора Волохович А.Д., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия пришла к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Черкашин П.Н. с 16.01.2019 проходил службу в органах внутренних дел, с 06.12.2019 занимал должность командира отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания МО МВД России "Ленинский", с ним был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 16.01.2019.

10.06.2021 следователем по особо важным делам Биробиджанского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по <...> и <...> в отношении Черкашина П.Н. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п."б" ч.3 ст. 242 Уголовного кодекса РФ (распространение материалов, содержащих порнографические изображения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

В связи с возбуждением уголовного дела и на основании поступивших материалов проверки КУСП УМВД России по ЕАО N <...> от 31.05.2021 руководителем УМВД России по ЕАО 11.06.2021 назначено проведение служебной проверки, по результатам которой составлено заключение, утвержденное врио начальника УМВД России по ЕАО <...> 11.08.2021.

В ходе служебной проверки установлено, что Черкашин П.Н. в период с 2013 года по май 2021 года, находясь по адресу: <...>, в своем аккаунте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети <...>, зарегистрированный под псевдонимом <...>, распространил видеозапись, содержащую материалы порнографического характера, которая по своему правовому смыслу формирует негативное общественное мнение о полиции в глазах общественности, вызывает недоверие граждан, и унижает статус сотрудника полиции. Своими действиями Черкашин П.Н. допустил подозрение в совершении преступления, не заботился о сохранении своей чести, его поведение не соответствует критерию безупречности.

Согласно заключению по результатам служебной проверки Черкашин П.Н., нарушив служебную дисциплину, выразившуюся в несоблюдении требований части 4 статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона "О полиции", пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел", совершил проступок, подрывающий авторитет как самого сотрудника органов внутренних дел, так и наносящий ущерб органам внутренних дел в целом, формирующий негативное мнение о полиции.

Приказом начальника УМВД России по ЕАО от 13.09.2021 N <...> на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы из органов внутренних дел на основании пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов полиции).

По указанному основанию приказом начальника МО МВД России "Ленинский" от 13.09.2021 N <...> Черкашин П.Н. уволен со службы в органах внутренних дел с 13.09.2021.

В этот же день истец ознакомлен с вышеуказанными приказами.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Черкашина П.Н. о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, нашел свое подтверждение, служебная проверка проведена в установленные законом сроки, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен.

Судебная коллегия согласилась с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона РФ от 07.02.2011 NN-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции).

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ), в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).

Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан (часть 1 статьи 9 Федерального закона "О полиции").

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, предусматривающим требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, установлено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21), подлежащем применению к спорным отношениям в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.10.2013 N 883, установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди прочего воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления (подпункт "м" пункта 11 Типового кодекса).

Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342 -ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).

Из содержания приведённых нормативных положений следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во вне служебное время. В том числе на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника полиции. Применение к сотрудникам полиции меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции, обусловлено их особым правовым статусом.

Исходя из изложенного для решения вопроса о законности увольнения сотрудника полиции в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника полиции, юридически значимыми обстоятельствами являются установление совершение сотрудником полиции (действия или бездействия), подрывающих деловую репутацию и авторитет органов полиции, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закреплённых указанными выше положениями нормативных правовых актов, соблюдение нанимателем порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.

Факт совершения истцом дисциплинарного проступка, выразившегося в размещении и нахождении на его странице в социальной сети, доступного неограниченному кругу пользователей видеоматериала, содержащего порнографическое изображение подтверждается материалами служебной проверки, частично показаниями истца, не оспаривающего, что данный видеоматериал находился в его аккаунте, протоколом осмотра аккаунта истца <...> в социальной сети <...> от 12.06.2021, выполненного следователем по особо важным делам Биробиджанского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Из которого следует, что на страничке пользователя <...> в разделе "видеозаписи", в подразделах "добавленные" и "загруженные" имеется видеозапись <...>, содержащая изображения порнографического характера <...>, данное видео просмотрено 2645 пользователями и было доступно любым пользователям, видео опубликовано 01.08.2017, последняя дата посещения владельцем аккаунта 10.06.2021, а также подтверждается актом комплексного искусствоведческого исследования от 20.07.2020, согласно которому видеофайл <...> имеет признаки порнографической продукции.

В соответствии со статьёй 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

К числу такой информации в силу пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" относится информация, содержащая порнографический характер.

Таким образом, указанный проступок истца наносит ущерб авторитету сотрудников полиции и дискредитируют образ органов полиции в глазах общественности, что само по себе недопустимо в отношении лица, находящегося на службе в органах полиции.

Довод истца о том, что вышеуказанное видео он не размещал в своём аккаунте, что в 2018 году его страничка была взломана мошенниками, не опровергает вывод суда о доказанности факта совершения проступка, поскольку из пояснений Черкашина П.Н., а также объяснения, данного им в рамках проведения служебной проверки, следует, что после 2018 года он восстановил аккаунт и пользовался им, из чего следует, что по июнь 2021 года, во время пользования истцом своим аккаунтом, запрещенный видеоматериал находился на его страничке и был доступен к просмотру неограниченному количеству пользователей.

Кроме того, как следует из протокола осмотра от 12.06.2021, указанное видео содержится в подразделе "загруженные" в единственном числе, а в подразделе "добавленные" среди иных 10 видеозаписей, под видео содержатся сведения о том, что оно просмотрено 2645 пользователями, и 23 оценили её, поставив отметку "понравилось". Из указанного следует, что истец не мог не знать о наличии видео и не увидеть его на своей страничке.

Согласно сообщению руководителя службы безопасности ООО <...> от 29.06.2021 администрация общества не располагает информацией о фактах несанкционированных входов (взломах) на страницах пользователей сайта.

Увольнение со службы в органах внутренних дел в силу пункта 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.

Статьёй 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлен порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий.

В частности, дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьёй 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка для выявления причин, характера и обстоятельств совершения сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьёй 14 настоящего Федерального закона.