СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2022 года Дело N 12-1/2022

город Анадырь

28 февраля 2022 года


Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление Минкультуры России по ДФО) Бугреевой К.В. на постановление судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского автономного округа Девяткина В.И.,

установил:

постановлением судьи Анадырского городского суда от 25 ноября 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского автономного округа (далее - Комитет) Девяткина В.И. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением судьи, находя его вынесенным с нарушением норм процессуального права, а также с неверным толкованием норм материального права, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО Бугреева К.В. (далее - должностное лицо, инспектор) 17 декабря 2021 года по почте направила в суд Чукотского автономного округа (далее - Чукотский АО) через Анадырский городской суд жалобу на указанное постановление, в которой просит его отменить, рассмотреть дело об административном правонарушении по существу.

Председатель Комитета Девяткин В.И., будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания, в суд на рассмотрение жалобы не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в представленных в суд письменных возражениях указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, и на то, что Комитет и его сотрудники не являются субъектами данного административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19 августа 2021 года (далее - протокол), составленному инспектором Бугреевой К.В., председатель Комитета Девяткин В.И. нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В ходе плановой проверки в период с 5 июля по 30 июля 2021 года, проведенной в отношении Комитета, расположенного по адресу: <адрес>, установлены нарушения (несоблюдение) требований действующего законодательства при осуществлении переданных ему Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - ОКН), а именно:

1. Вопреки требованиям статьи 20 и подпункта 15 пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ), пунктов 4 и 10 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 954, по состоянию на 28 июля 2021 года в ЕГРОКН отсутствуют следующие сведения:

- об утвержденных в проверяемый период режимах использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (приказ от 24.10.2019 N 02-02/17 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Поселение "Ун"эн"эн"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/18 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Стоянка К"хувеем 1"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/19 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Стоянка К"хувеем 2"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/20 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Историко- культурный комплекс "Кыгынин"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/21 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Комплекс памятников "Нунлигран 1-2"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/22 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Стоянка "Нунлигран 3"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/23 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Поселение "Нунлигран 4"; приказ от 24.10.2019 N 02-02/24 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Многослойная стоянка "Найван"; приказ от 13.07.2020 N 02-02/02 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения Чукотского автономного округа"; приказ от 02.10.2020 N 02-02/08 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения Чукотского автономного округа; приказ от 05.11.2020 N 02-02/13 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения Чукотского автономного округа"; приказ от 27.11.2020 N 02-02/15 "Об утверждении границ территории и правового режима использования земельных участков в границах территории объектов культурного (археологического) наследия федерального значения Чукотского автономного округа"; приказ от 24.12.2020 N 02-01/057 "Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения");

- об утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа N 481 от 28.10.2019 объединенной зоны охраны ОКН федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу", 1955 г. и "Многослойное поселение "Наукан", 11-12 вв. - 1958 г.";

- об утвержденном охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу" (приказ от 11.06.2019 N 02-01/059 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу");

2. В нарушение требований приказа Минкультуры России "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" от 21.10.2015 N 2625 Комитетом АО "НИЦ Строительство" выдано разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу" в отсутствие соответствующего заявления лицензиата;

3. В нарушение требований пункта 2 статьи 47.2, статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и приказа Министерства культуры РФ от 13.07.2020 N 774 Комитетом не определен состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта, культурного наследия, с учетом вида объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу";

В нарушение требований пункта 12 статьи 47.6, статьи 47.1 Федерального Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ Комитетом не направлена в орган регистрации прав копия приказа Комитета от 11.06.2019 N 02-01/059 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу".

4. В нарушение требований пункта 9, подпункта 3 пункта 4, подпункта 20, пункта 6, подпункта 2 пункта 35, пунктов 124 и 143 Типового Административного регламента осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.08.2018 N 1357, статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ Комитетом не приняты меры в рамках надзора в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Дежневу Семену Ивановичу" (собственник указанного ОКНФЗ не привлечен к административной ответственности за неисполнение предписаний Комитета от 14.12.2017 N 05/02-08-02/02 и от 27.11.2018 N 05/02-08-02/01 об устранении выявленных нарушений, меры по контролю и надзору за исполнением указанных предписаний не приняты; в акте осмотра указанного ОКНФЗ от 16 августа 2020 года информация о выявленных нарушениях обязательных требований отсутствует), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Таким образом, фактически по протоколу в вину Девяткину В.И. вменяются четыре вида допущенных нарушений:

- первый выражается во невнесении в ЕГРОКН сведений о режимах использования земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного наследия на территории Чукотского АО;

- второй является нарушением порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению ОКН;

- третий - невыполнение требований по определению перечня и периодичности проведения работ по сохранению ОКН и невнесение в ЕГРН сведений об ограничении прав;

- четвёртый связан с ненадлежащим осуществлением контрольных (надзорных) функций.

Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии во вмененных председателю Комитета Девяткину В.И. действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, поскольку ненадлежащее исполнение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложенных на него государственных надзорных (контрольных) функций по осуществлению полномочий в сфере использования, популяризации и государственной охраны ОКН не образует объективной стороны указанного административного правонарушения.

С данным выводом судьи городского суда, касающимся четвёртого вида нарушений, следует согласиться.

Однако правомерность вменения в вину Девяткину В.И. остальных трёх видов нарушений, не имеющих отношения к осуществлению Девяткиным В.И. надзорных (контрольных) функций, судья не исследовал и не проверил, своего суждения по ним не высказал.

При таких обстоятельствах прекращение судьёй производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения по отношению ко всем перечисленным в протоколе нарушениям законным признать нельзя, тем более, что в отношении третьего вида нарушений, выразившихся в невыполнении Девяткиным В.И. требований закона по определению перечня и периодичности проведения работ по сохранению ОКН и невнесении в ЕГРН сведений об ограничении прав в отношении ОКН, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, очевидно.

Применительно к этим нарушениям нахожу вывод судьи городского суда, а также довод возражений Девяткина И.В., о том, что часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ применима и распространяется только на лиц, в собственности, во владении или пользовании которых находятся ОКН, то есть лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль, неверным.

В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ указано, что государственная охрана ОКН (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В статье 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под государственной охраной ОКН понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение ОКН, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно пунктам 4, 14, 14 части 2 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ полномочия в сфере государственной охраны ОКН, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации, включают в себя, помимо прочего, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на ОКН требованиями в отношении ОКН, разработанными в соответствии с данным Федеральным законом; обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния ОКН, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния ОКН, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности; иные мероприятия государственной охраны ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН, проведение которых отнесено данным Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что ОКН, включенные в реестр, выявленные ОКН подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер ОКН относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред ОКН, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 2 статьи 47.2 и пунктом 2 части 7 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны ОКН (в рассматриваемом случае - актом регионального органа охраны ОКН, с учетом мнения собственника или иного законного владельца ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН на основании составленного соответствующим органом охраны ОКН акта технического состояния ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН с учетом вида данного ОКН, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования ОКН.

В силу положений подпунктов 1, 2, 4 пункта 2.1 Положения о Комитете, утверждённого постановлением Правительства Чукотского АО от 21.12.2018 N 431 (далее - Положение), основными задачами Комитета являются государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН, государственная охрана ОКН федерального значения в соответствии со статьёй 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и ОКН регионального значения.

Подпунктами 24, 26-28, 40 пункта 3.1 Положения установлено, что для выполнения возложенных задач Комитет осуществляет следующие полномочия и функции: обследует и фиксирует один раз в пять лет состояние ОКН, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности; устанавливает требования к сохранению, содержанию и использованию ОКН федерального, регионального и местного значения; определяет меры по обеспечению сохранности ОКН.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 4.2 Положения председатель Комитета является единоличным исполнительным органом Комитета и несёт персональную ответственность за осуществление возложенных на Комитет полномочий; распределяет обязанности между сотрудниками Комитета, определяет пределы их полномочий по выполнению функций, возложенных на Комитет.

Подпунктами 13, 14, 16, 30 пункта 3.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность председателя Комитета, установлено, что последний обязан осуществлять руководство деятельностью Комитета, контролировать исполнение работниками Комитета их служебных обязанностей, осуществлять подготовку проектов правовых актов по вопросам, отнесённым к ведению Комитета, участвовать в осуществлении полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН федерального значения.

Из изложенного следует, что Комитет, как орган охраны ОКН, и его председатель осуществляют не только надзорные (контрольные) функции в отношении лиц, в собственности, во владении или пользовании которых находятся ОКН (далее - владельцы ОКН), но и сами обязаны исполнять требования законодательства об охране ОКН, которые в данном конкретном случае заключались в принятии ими и своевременной разработке правил проведения работ по сохранению ОКН, исполнение которых для владельцев ОКН обязательно, и, следовательно, в данной части, в части неисполнения требований законодательства об охране ОКН являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Следует отметить, что в отсутствие таких разработанных Комитетом правил (акта, плана, детализации) проведения работ по сохранению ОКН, включающих в себя их состав и сроки проведения, обеспечить качественное исполнение владельцами ОКН требований законодательства об охране ОКН невозможно.

Бездействие Девяткина В.И., выразившееся в невнесении в ЕГРН сведений об ограничении прав в отношении ОКН, также свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, так как тоже является неисполнением требований законодательства об охране ОКН.

Довод Девяткина В.И. в возражениях о том, что протокол составлен неуполномоченным лицом по той причине, что инспектор в данном конкретном случае не осуществляла государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной ОКН, а проводила проверку в рамках осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий по государственной охране ОКН федерального значения, нахожу несостоятельным, поскольку проведение такой проверки не исключает возможности составления инспектором протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в случае обнаружения им факта его совершения.

Данный вывод основывается, в том числе на положениях пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и примечания к этой статье, из которых следует, что в случае непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

В силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело.

Руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 25 ноября 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьёй 7.13 КоАП РФ, вынесенное в отношении председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Чукотского автономного округа Девяткина В.И., отменить и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Анадырский городской суд.

Жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Бугреевой К.В. удовлетворить.

Судья суда Чукотского

автономного округа А.С. Зиновьев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка