КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 7-31/2022

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Слепчук Ю.Н., рассмотрев жалобу главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. и заместителя начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Хасанбаевой Э.В. на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 февраля 2022года, которым постановлено:

"Признать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 24" Петропавловск-Камчатского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей",

УСТАНОВИЛ:

29 декабря 2021 года должностным лицом административного органа в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 24" Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также - МАОУ "Средняя школа N 24", Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 21 декабря 2021 года в 12часов 00 минут юридическое лицо, расположенное в <адрес>, допустило нарушение пунктов 1, 2, 3 статьи 11, пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон N 52-ФЗ), абзацев 1, 2 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее также - СП 3.1.3597-20), абзаца 3 пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее также - СП 3.1/2.4.3598-20), пункта 80, абзаца 6 пункта 88 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее также - СанПиН 3.3686-21), пунктов 1.1.8, 1.1.9, 1.1.10 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года N 246 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае" (далее также - Постановление N 246), выразившиеся в следующем:

- при умывальных раковинах блока "Б" (3 этаж) не размещена (отсутствует) наглядная информация о правилах мытья рук и профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

- не осуществляется регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений. Согласно графику коридоры в школе должны проветриваться во время уроков, учебные кабинеты - во время перемены в отсутствие детей (на момент обследования режим проветривания не соблюдался (окна коридоров были закрыты во время уроков));

- в коридоре цокольного этажа, где находится кабинет N (учебный класс 5 "Б") и кабинеты технологии, не созданы условия для соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, в том числе путем нанесения специальной разметки;

- в столовой перед раздачей пищи не обеспечен контроль соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга (на момент обследования социальная дистанция не соблюдалась;

- не проведен контроль эффективности и безопасности проводимых мероприятий заключительных дезинфекций, проведенных 12, 19 и 22 ноября 2021года (не представлены документы, подтверждающие отсутствие возбудителя SARS-COV-19 на объектах окружающей среды).

Действия МАОУ "Средняя школа N" квалифицированы по части 2 статьи6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Рассмотрев дело, суд вынес указанное постановление.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, главный государственный санитарный врач по Камчатскому краю Господарик Я.Н. и заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Хасанбаева Э.В. просят постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывают, что оспариваемое постановление содержит выводы о неправильной квалификации совершенного административного правонарушения. Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и влечет назначение более строгого наказания, что отвечает требованиям пропорциональной справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

Выслушав представителей Роспотребнадзора и защитника Учреждения, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 22 ноября 2021 года N в период с 24 ноября по 21 декабря 2021 года проведено эпидемиологическое расследование в МАОУ "Средняя школа N", расположенном в <адрес> в ходе которого установлены нарушения абзацев 1, 2 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, абзаца 3 пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20, пункта 80, абзаца 6 пункта 88 СанПиН 3.3686-21, пунктов 1.1.8, 1.1.9, 1.1.10 Постановления N 246, выразившиеся в следующем: наглядные информационные вывески о правилах мытья рук и профилактике новой коронавирусной инфекции при умывальных раковинах блока "Б" (3 этаж) отсутствуют; согласно графику коридоры в школе должны проветриваться во время уроков, учебные кабинеты - во время перемены в отсутствие детей. На момент обследования режим проветривания не соблюдался (окна коридоров были закрыты во время уроков); в коридоре цокольного этажа, где находится кабинет N (учебный класс 5 "Б") и кабинеты технологии, отсутствовала разметка для соблюдения социальной дистанции; социальная дистанция детьми в столовой не соблюдалась; контроль качества заключительных дезинфекций, проведенных 12, 19 и 22 ноября 2021 года не проводился (не представлены результаты лабораторных исследований смывов с объектов окружающей среды на COVID-19 после заключительной дезинфекции.

Аналогичные нарушения отражены в экспертном заключении ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" от 15 декабря 2021 года N

Административная ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Диспозиция названной статьи по конструкции является бланкетной, не описывает конкретный перечень нарушений, за которые предусматривает ответственность, а ссылается на действующие требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из протокола об административном правонарушении следует, что МАОУ "Средняя школа N" вменяется в вину нарушение пунктов 1, 2, 3 статьи 11, пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ, абзацев 1, 2 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, абзаца 3 пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20, пункта 80, абзаца 6 пункта 88 СанПиН 3.3686-21, пунктов 1.1.8, 1.1.9, 1.1.10 Постановления N 246.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что вышеприведенные нормы Федерального закона N 52-ФЗ содержат общие положения, не устанавливают каких-либо санитарных правил и/или гигиенических нормативов, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий за нарушение и/или невыполнение которых предусматривается ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 80 СанПиН 3.3686-21 в ходе организации и осуществления дезинфекционной деятельности выполняются работы и услуги по проведению профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий, контролю эффективности и безопасности проводимых мероприятий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят, в том числе контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью (абзац 6 пункта 88 СанПиН 3.3686-21).

Вместе с тем, в пункте 41 СанПиН 3.3686-21 установлено, что в эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация.

Таким образом, вывод судьи суда первой инстанции о том, что СанПиН3.3686-21 не установлен порядок осуществления контроля качества проведенной заключительной дезинфекции и фиксации его результатов является обоснованным.

Положения СП 3.1.3597-20, нарушение пункта 4.4 которых вменено в вину МАОУ "Средняя школа N", определяя требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, обязанность по организации предусмотренных в разделе IV противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 возлагает на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1). Поименованные в абзаце 2 пункта 4.4 санитарных правил мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, в силу прямого указания СП 3.1.3597-20 осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20 проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен.

В ходе рассмотрения дела судьей городского суда установлено отсутствие вины в нарушении абзаца 3 пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20, поскольку указанной нормой не предусмотрена обязанность по проветриванию помещений общеобразовательной организации, а определен лишь порядок, нарушение которого не вменяется Учреждению.

На основании указанного, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о необходимости исключения из объема вмененного МАОУ "Средняя школа N" обвинения нарушений пункта 80, абзаца 6 пункта 88 СанПиН 3.3686-21, пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, абзаца 3 пункта 3.2 СП 3.1/2.4.3598-20.

По части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1.1.8, 1.1.9, 1.1.10 Постановления N 246 руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Камчатского края необходимо: информировать работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками. Разместить наглядную информацию о правилах мытья рук и профилактике новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019); осуществлять регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений; создать условия для соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях и сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию); обеспечить контроль соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга.

Поскольку постановление Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года N 246 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае", нарушение пунктов 1.1.8, 1.1.9, 1.1.10 которого вменено Учреждению, не является санитарными правилами в соответствии с положениями статей 38, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия не устанавливает, судьей городского суда сделан правильный вывод об отсутствии условий, необходимых для квалификации действий МАОУ "Средняя школа N" по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и переквалификации его действий на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, дано разъяснение о возможности подобной переквалификации виновных действий лица, характеризующихся невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Делая вывод об исключении из объема обвинения нарушение пункта 1.1.8 Постановления N 246, выразившееся в том, что в Учреждении в блоке "Б" на 3-м этаже при умывальных раковина не размещена (отсутствовала) наглядная информация о правилах мытья рук и профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), судья городского суда ссылается на то, что положениями указанного нормативного акта не определено, в каких местах соответствующих объектов подлежит размещению вышеуказанная наглядная информация.

Кроме того, в пояснениях директора МАОУ "Средняя школа N" МорозМ.И. указано, что на 3-м этаже блока "Б" и на других этажах, а также при входе в столовую имеется ряд умывальных раковин, над которыми расположена информация о правилах мытья рук.

Таким образом, судьей городского суда обоснованно исключено из объема вменяемого правонарушения нарушение пункта 1.1.8 Постановления N 246, поскольку отсутствуют доказательства несоблюдения МАОУ "Средняя школа N" требований названного пункта.

Пунктами 1.1.9 и 1.1.10 Постановления N 246 предусмотрено, что руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Камчатского края следует: осуществлять регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений (п.1.1.9); создать условия для соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях и сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию). Обеспечить контроль соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга (п. 1.1.10).

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья городского суда правильно исходил из того, что содержащимися в материалах дела доказательствами подтверждается неисполнение МАОУ "Средняя школа N 24" требований пунктов 1.1.9, 1.1.10 постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года N 246 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае", выразившееся в том, что не осуществляется регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений; в коридоре цокольного этажа, где находится кабинет N (учебный класс 5 "Б") и кабинеты технологии, не созданы условия для соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, в том числе путем нанесения специальной разметки; в столовой перед раздачей пищи не обеспечен контроль соблюдения социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что деяние МАОУ "Средняя школа N" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Данный вывод в постановлении судьи соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Доказательства, на основании которых установлена вина МАОУ "Средняя школа N" в совершении правонарушения, оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств по делу не имеется.

Несогласие заявителей с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судьей первой инстанции норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащего применению в деле, не является основанием для отмены или изменения обжалуемого акта.

При проверке дела в полном объеме нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, не установлено, в связи с чем, жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 февраля 2022 года оставить без изменения, а жалобу главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Я.Н. и заместителя начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Хасанбаевой Э.В. - без удовлетворения.

Судья А.Н. Венин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка