СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2022 года Дело N 33-377/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Дмитриевой Ю.М., Ефимовой С.Ю.,
при секретаре Мингуловой О.Н.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Клевцова Виталия Юрьевича к УФСИН России по Псковской области и комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании принять на учет,
по апелляционной жалобе истца Клевцова Виталия Юрьевича, поданной через представителя Командресова Андрея Юрьевича, на решение Псковского городского суда Псковской области от 29 октября 2021 года.
Выслушав доклад судьи Ефимовой С.Ю., объяснения представителя истца Командресова А.Ю., представителя ответчика УФСИН России по Псковской области Васильевой Т.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клевцов В.Ю. обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к УФСИН России по Псковской области и комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии от (дд.мм.гг.), оформленное протоколом N, в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять Клевцова В.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Клевцов В.Ю. проходил службу по контракту в УФСИН России по Псковской области с *** года. По состоянию на (дд.мм.гг.) общая продолжительность службы истца составляла *** год *** месяца. (дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области с заявлением о принятии его на соответствующий учет, поскольку по месту службы в .................. он жилым помещением не обеспечен, зарегистрирован по мету жительства по адресу: .................., которое принадлежит постороннему лицу - Ш.Т.В..
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области от (дд.мм.гг.), выполненным в виде протокола (дд.мм.гг.), отказано в принятии Клевцова В.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с совершением им умышленных действий по ухудшению жилищных условий, выразившихся в снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в *** (дд.мм.гг.), а также в связи с непредоставлением в комиссию обязательных документов, предусмотренных пп. "з" и "д" п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013.
Клевцов В.Ю. полагает указанное решение незаконным, поскольку он и его семья были вынуждены изменить место жительства, поскольку право собственности на указанное жилое помещение у него отсутствовало. Жилое помещение принадлежало на праве собственности его матери, умершей (дд.мм.гг.), которое она продала.
Клевцов В.Ю. в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель Клевцова В.Ю. - адвокат Командресов А.Ю. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К. с административным иском не согласилась. Пояснила, что снятие Клевцова В.Ю. с регистрационного учета по адресу: .................., в которое он был вселен как член семьи собственника жилого помещения, расценено как намеренный отказ от права пользования указанным жилым помещением и добровольный отказ от проживания в нем. Кроме того, административным истцом не в полном объеме были представлены документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно: не представлены документы с фактического места проживания Клевцова В.Ю. на период его службы в .................., поскольку ежедневно ездить на службу из .................. он не мог, в связи с территориальной удаленностью места службы. Также им не представлены сведения о наличии или отсутствии у него в собственности жилых помещений на территории .................. и .................., где он проживал, что лишило комиссию возможности установить наличие у Клевцова В.Ю. оснований для постановки на соответствующий учет.
Представитель Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области в судебное заседание первой инстанции не явился, позиции по существу иска не представил.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 29.10.2021 административные исковые требования Клевцова В.Ю. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель административного истца - адвокат Командресов А.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, как необоснованного и незаконного, поскольку судом при разрешении дела не в полной мере учтены все имеющие значение обстоятельства, выводы суда противоречат исследованным в судебном заседании материалам дела. Просил решение Псковского городского суда от 29.10.2021 отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Клевцова В.Ю. удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что Клевцов В.Ю. умышленно, с намерением приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в *** году снялся с регистрационного учета и переехал к новому месту жительства. Клевцов с семьей были вынуждены сняться регистрационного учета и выехать в другое место жительства, поскольку мать административного истца, в жилом помещении которой они были зарегистрированы, потребовала освободить занимаемую ими площадь.
Кроме того, разрешая спор, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о необходимости представления Клевцовым В.Ю. сведений, подтверждающих наличие или отсутствие в его собственности жилых помещений из БТИ, производящих регистрацию жилых домов до (дд.мм.гг.) на территории .................. и .................., поскольку в период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. проходил обучение в ВВУЗе МО РФ и не мог быть обеспечен жилым помещением от государственных органов или органов местного самоуправления, поскольку находился на казарменном положении. В период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. также находился на казарменном положении, поскольку проходил срочную службу в ВС РФ после отчисления из ВВУЗа МО РФ.
Определением судьи Псковского областного суда от 09.02.2022 постановлено перейти к рассмотрению дела по апелляционной жалобе на решение Псковского городского суда Псковской области от 29.10.2021 по правилам гражданского судопроизводства.
Клевцов В.Ю. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель истца Клевцова В.Ю. - адвокат Командресов А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К. полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указав, что судом дана верная оценка установленным по делу обстоятельствам, верно применены нормы материального и процессуального права.
Представитель Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела следует, что с (дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. проходил службу в УФСИН России по Псковской области (л.д. 81-91).
Общая продолжительность службы Клевцова В.Ю. в органах уголовно-исполнительной системы по состоянию на (дд.мм.гг.) составляла *** год *** месяц *** дня (л.д. 92).
(дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. обратился к Врио начальника УФСИН России по Псковской области с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 71).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства УФСИН России по Псковской области (далее - Комиссия), оформленным протоколом заседания Комиссии N от (дд.мм.гг.), Клевцову В.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи с ухудшением жилищных условий заявителем в *** году, в также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пп. "з" и "и" пункта 5 Правил (л.д. 10-12).
Ухудшение жилищных условий Клевцовым В.Ю. выразилось в снятии с регистрационного учета с постоянного места жительства из жилого помещения, расположенного по адресу: .................., общей площадью *** кв.м., принадлежавшего матери Клевцова В.Ю. - К.Л.А., куда он был вселен как член семьи собственника жилого помещения.
Основанием для отказа в постановке Клевцова В.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения также послужило непредставление им к рапорту выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства его и совместно проживающих членов его семьи за период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.), либо заменяющих их документов, либо документов, подтверждающих невозможность их получения, документов, подтверждающих наличие или отсутствие в его собственности и собственности проживающих совместно с ним членов семьи жилых помещений за период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.), поскольку в указанный период он проживал на территории .................., и с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.), в связи с его проживанием в указанный период на территории ...................
Выписка из протокола заседания Комиссии выдана Клевцову В.Ю. на руки (дд.мм.гг.) (л.д. 13).
Приказом УФСИН России по Псковской области N от (дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. уволен со службы в органах уголовно-исполнительной системы (л.д. 14-15).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей. Указанный перечень не является исчерпывающим.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, с (дд.мм.гг.) Клевцов В.Ю. был зарегистрирован по месту жительства как сын собственника в жилом помещении общей площадью *** кв.м., принадлежащем на праве собственности матери Клевцова В.Ю. - К.Л.А., расположенном по адресу: ................... Его супруга К.Е.Ю. была зарегистрирована по данному адресу (дд.мм.гг.), дочь К.А.В. - (дд.мм.гг.).
С регистрационного учета Клевцовы были сняты (дд.мм.гг.).
С (дд.мм.гг.) Клевцовы зарегистрированы по месту жительства по адресу: .................., общей площадью *** кв.м., принадлежащем на праве собственности Ш.Т.В..
Помимо собственника и Клевцовых в данном жилом помещении также зарегистрированы: мать собственника А.Н.И. и С.А.Б. (л.д. 109-110).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец, его супруга и дочь были вселены собственником жилого помещения (матерью истца) в качестве членов его семьи, имели право пользования данным жилым помещением, от которого добровольно отказались, путем снятия с регистрационного учета, и обоснованно признал правомерным отказ в постановке истца на соответствующий учет в соответствии с п. 12 Правил, поскольку до снятия с регистрационного учета Клевцов В.Ю. был обеспечен общей жилой площадью более 15 кв.м.
Довод апелляционной жалобы о том, что снятие истца и членов его семьи с регистрационного учета и переезд на новое место жительства были связаны с требованием собственника квартиры (матери Клевцова В.Ю. - Клевцовой Л.А.), освободить занимаемое помещение, в связи с его продажей иному лицу, является не состоятельным.
Так, новым собственником квартиры является М.Ю.А. (л.д. 54, 116-117), который, согласно показаниям супруги истца К.Е.Ю. является ее отцом (л.д. 153-154).
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств, достоверно подтверждающих требования К.Л.А. или М.Ю.А. о снятии истца с семьей с регистрационного учета по адресу: .................., и освобождении жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия истца и членов его семьи свидетельствуют об ухудшении жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ дают право комиссии УФСИН России по Псковской области отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Довод апелляционной жалобы о том, что Клевцов В.Ю. не обязан был предоставлять документы подтверждающие наличие или отсутствие в собственности жилых помещений в период до (дд.мм.гг.) из БТИ, производящих регистрацию жилых домов на территориях .................. и .................., поскольку в этот период он проходил обучение в ВВУЗе МО РФ, а затем проходил военную службу по призыву в ВС РФ, в связи с чем не мог быть обеспечен жилым помещением ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, поскольку находился на казарменном положении, подлежит основан на неверном толковании закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. "з" п. 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (пп. "и" п. 5 Правил).
При этом обязанность по предоставлению документов, указанных в Правилах возлагается на заявителя, а комиссия лишь проверяет предоставленные сведения о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты. Именно сотрудник несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов.