НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 7-254/2022

г. Нижний Новгород 17 марта 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального унитарного предприятия "Муниципальное предприятие "Конево" Муниципального образования "Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области" Фролова А.А. на решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2

КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия "Муниципальное предприятие "Конево" Муниципального образования "Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области",

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N 19/21-Б от 30 сентября 2021 года

Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное предприятие "Конево" Муниципального образования "Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области" (далее - МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2

КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, директор МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области"

Фролов А.А. обратился с жалобой в Балахнинский городской суд Нижегородской области.

Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 14 декабря 2021 года постановление административного органа изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба директора МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области"

Фролова А.А. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, директор

МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" Фролов А.А. просит постановление административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ

"Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон

N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий

сведения об их составе.

Согласно п. 1 ст. 19 Федеральный закон N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учёта в области обращения с отходами, утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты HBOC), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Пунктом 4 Порядка, определено, что учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели и все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с п. 9 Порядка, учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.

Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель,

Согласно п. 15 Порядка, индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования (п. 16 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на основании приказа от 19.08.2021 N 319-351/21П/од в период с 01.09.2021 по 14.09.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области".

В ходе проведения проверки установлено, что основным видом деятельности МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области", согласно Устава, утверждённого распоряжением И.о. главы администрации МО "Коневский сельсовет" N 16-р от 17.12.2015, является: деятельность по производству, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии); управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; забор, очистка и распределение воды.

Распоряжением администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 08.07.2021 N 210-ЛСУ на должность директора МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" на срок один год с 08.07.2021 по 07.07.2022 назначен Фролов А.А.

В соответствии с распоряжением администрации МО "Коневский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области, правопреемником которого после реорганизации муниципального образования является администрация Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, N 24-р от 22.07.2016, договором N 1-ХВ/2016 от 25.07.2016 в хозяйственное ведение МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" передано недвижимое имущество, в том числе: блочная газовая котельная N 1, мощностью 2,4 МВт, с инженерными сетями водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др., расположенная по адресу: [адрес].

В соответствии с распоряжением администрации МО "Коневский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области N 17-р от 16.06.2015, договором N 1-ХВ от 16.06.2015 хозяйственное ведение МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" передано недвижимое имущество, в том числе: сооружения наружных сетей холодного водоснабжения д. Конево протяженностью 5107 м.; сооружения наружных сетей водопровода д. Бурцево протяженностью 1017 м; сооружения канализационных сетей д. Конево протяженностью 1489,2 м; административное здание конторы [адрес]; сооружение скважины и водонапорной башни на [адрес]; сооружение скважина глубиной 45 м и водонапорная башня на [адрес]; нефункционирующая угольная котельная на [адрес]; гаражи (боксы) в [адрес].

В качестве движимого имущества МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" на основании вышеуказанного распоряжения переданы отопительные котлы газовой котельной, насосное оборудование и другое имущество.Количество работающих - 10 человек.

В пользовании предприятия находятся 4 транспортных средства (ассенизаторная машина ГАЗ 3307, автомобиль "Газель", экскаватор, автогрейдер).

Согласно постановлению администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 30.06.2015 N 146 МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Коневский сельсовет".

В ходе проведения проверки было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" (обслуживания и ремонта транспортных средств, обслуживания машин и оборудования, уборки территории и др.) образуются отходы I-V классов опасности однако, Предприятием не ведется учёт в области обращения с отходами (учёт образовавшихся, переданных, использованных отходов) I - IV классов опасности, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами".

А именно, при осуществлении хозяйственной деятельности МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" (обслуживания и ремонта транспортных средств, обслуживания машин и оборудования., уборки территории и др.) образуются следующие виды отходов I-V классов опасности:при уборке административных, бытовых помещений образуется отход - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее по тексту ФККО), данный вид отходов относится к 4 классу опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); при осуществлении текущих ремонтных работ, осуществлении сварочных работ, обслуживании автотранспортных средств в 2021 году образовались и накапливались отходы: черных металлов, огарки сварочных электродов, автомобильные свечи отработанные, масляный фильтр автомобильный отработанный; остатки и огарки стальных сварочных электродов относятся к 5 классу опасности (код по ФККО 9 19 100 01 20 5); свечи зажигания автомобильные отработанные относятся к 5 классу опасности (код по ФККО 9 21 910 01 52 5); фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные относятся к 3 классу опасности (код по ФККО 9 21 302 01 52 3); лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные относятся к 5 классу опасности (код по ФККО 4 61 010 01 20 5).

Отходы передаются АО "Управление отходами-НН" на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 1465-БЛ-П.

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), огарки сварочных электродов, лом и отходы металлов, автомобильные свечи накапливаются в эксплуатируемых помещениях, потом перемещаются в место сбора ТКО, расположенное в д. Конево.

Согласно статистической форме N 2-ТП (отходы), составленной МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области", за 2020 год образовалось 1,65 т данных отходов.

МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" осуществляет водоотведение, эксплуатирует канализационные сети в д. Конево. Очистные сооружения отсутствуют. Сточные воды от части потребителей по системе самотечной канализации поступают в накопитель. Затем стоки из накопителя откачиваются и вывозятся с помощью автомобиля ГАЗ 3307 с бочкой 3,8 куб.м в сливной колодец. В сливной колодец также поступают сточные воды по самотечной системе водоотведения от другой части потребителей д. Конево. Далее сточные воды по самотечной канализационной системе отводятся на территорию лесного фонда Коневского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.

Выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" нарушения свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к экологическим требованиям при обращении с отходами производства и потребления и о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, что влечет административную ответственность по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" в совершении вмененного административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении

N 19/21-Б от 15 сентября 2021 года; приказом о проведении плановой выездной проверки N 319-351/21П/од от 19 августа 2021 года; программой проведения проверки; актом проверки от 14 сентября 2021 года; Уставом МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" и документами к нему; сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год; и иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Деяние МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, и квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 30 сентября 2021 годапривлек МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, а суд своим решением от 14 декабря 2021 года обоснованно изменил указанное постановление в части назначенного административного наказания, применив положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, оставив в остальной части постановление без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Вывод административного органа и суда о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и виновности

МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" в его совершении является правильным и обоснованным.

Доводы жалобы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения, не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие сведений о раннем привлечении его к административной ответственности, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным или признания административного наказания чрезмерно суровым не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды, при этом судьей городского суда административный штраф, предусмотренный ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, обоснованно снижен на основании ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до размера ниже низшего предела, установленного по вмененной статье, и соответствует целям административного наказания, указанным в ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1

КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления административного органа и судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 14 декабря 2021 года и постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N 19/21-Б от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области", оставить без изменения, жалобу директора МУП "МП "Конево" МО "БМО Нижегородской области" Фролова А.А. - без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка